СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Как вы объясняете ребенку, что такое деньги?

ФОТО АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВ
БЕСЕДОВАЛИ ТАТЬЯНА КУЗЬМИНА, АЛЕНА ПАЛИЙ

Большинству родителей приходится обсуждать со своими детьми финансовые вопросы. Как научить малыша обращаться с деньгами? Что сказать, если он просит дорогую игрушку, покупать которую вы совершенно не собираетесь? Своим опытом делятся читатели «Папиного журнала»

 width=
Александр Мельчаков, финансовый консультант

Дочь Лиза, 3 года
– Я не привык обсуждать с детьми финансовые вопросы. С дочерью мы ни разу не подходили к этой теме. В три года рано объяснять ребенку, что это такое. Если бы я сказал Лизе, что это эквивалент труда, она вряд ли бы это поняла. Иногда в магазине дочь просит дорогую покупку. Тогда мы с супругой честно говорим ей, что она очень дорогая, но не объясняем, что значит «дорого». Для нее «дорого» – синоним слов «нет», «не сейчас», «на праздник». В общем, она понимает, что игрушку ей не купят. Несколько раз мы с женой давали дочке небольшую сумму денег, и она своей рукой протягивала их продавцу – покупала чупа-чупс или сок. Однако, думаю, хотя Лиза уже самостоятельно расплачивалась, представление о том, что такое деньги, у нее довольно расплывчатое. Ей нравится находить на улице монеты. Дочь понимает, что это находки особые. Бумажные же деньги ее вовсе не интересуют. Монетка достоинством в 10 рублей вызывает у нее больший интерес, нежели любые бумажные купюры. Монеты более материальны и привлекательны: на них есть узор, они тяжелые, блестят. Лиза воспринимает деньги как часть игры. При этом деньги, которые лежат дома в свободном доступе, для нее совершенно неинтересны. Она их просто игнорирует.

 width=
Азат Мамединов, художник

Дети: Дмитрий и Мария30 лет, Элеонора – 15 лет, Амир-Георгий9 лет
– Я часто говорю, что являюсь самым богатым человеком в мире. У меня два самых больших алмаза и два самых больших бриллианта. Это мои дочки и сыновья. Деньги в нашей семье воспринимаются спокойно; мы не ставим цель заработать как можно больше. Если появляются лишние – тратим на благотворительность, устраиваем конкурсы, издаем книги. Нашим детям мы объясняем, что деньги – это всего лишь средство, с помощью которого для семьи приобретаются необходимые вещи. Старшие дети, безусловно, уже сами распоряжаются деньгами, а младшему даем советы, на что потратить. Амир любит делать подарки, покупает маме и бабушке цветы. Будете смеяться, но первым его словом было «деньга». В это время обсуждались за столом финансовые вопросы, и мы сразу решили, что сын вырастет банкиром. Его интересует вид денег, из какой они страны, что на них отчеканено. Однако пока о карьере банкира он не думает. Ему больше нравятся творческие профессии, он мечтает быть писателем. Если деньги мы ему и даем, то за работу, например, за написанную картину.

 width=
Олег Демиденко, менеджер

Сын Иван – 5 лет, дочь Аня – 4 месяца
– Мне не пришлось объяснять сыну, что такое деньги. Осознание, что это такое и что с деньгами можно делать, пришло к Ване само собой. Он не спрашивал о деньгах, когда был маленьким, а сейчас уже сам все понимает. Ваня видит, что папа каждый день ходит на работу. Он осознает, что это нужно для того, чтобы в семье были деньги. Если наш сын просит приобрести в магазине дорогую покупку, мы объясняем, что не можем сейчас это сделать из-за отсутствия денег. Иногда переносим покупку на какой-то срок. Иван спокойно к этому относится, потому что родители всегда выполняют свои обещания. Когда сын подрастет, я объясню ему, что мужчина должен зарабатывать деньги, кормить семью. У Вани есть своя копилка, которую ему на Новый год подарил Дед Мороз. Подарок ему очень понравился, и с тех пор мы с женой даем сыну деньги. Он копит уже больше года. Наверное, пора начать их считать и помочь Ване решить, на что потратить накопленное. Пока же он просто складывает монетки в копилку, не задумываясь над тем, как их использовать. В любом случае это будет его свободный выбор. Даже если он захочет купить что-нибудь ненужное, я не буду ему препятствовать. Вообще он у нас человек целенаправленный, занимается спортом, и у него есть серьезные цели в жизни, не связанные с деньгами. Так что думаю, в его возрасте деньги – не главное.

 width=
Денис Гордиенко, кладовщик

Сын Даня – 2 года
– Думаю, объяснять ребенку, что такое деньги, необходимо с малых лет. Хотя мой сын Даня пока мал и не осознает в полной мере, что такое деньги и для чего они необходимы, в целом он уже имеет о них представление. Сын знает, что папа и мама ходят на работу для того, чтобы зарабатывать деньги. В магазине я трачу на сына деньги в пределах разумного. Позволяю ему купить то, что он хочет, но делаю это не всегда. Если я понимаю, что приобретение той или иной вещи нецелесообразно, я не говорю Дане, что у меня нет денег или что она дорогая. Я объясняю истинную причину, по которой не покупаю то, что он хочет. Если желаний несколько, позволяю выбрать что-то одно. Деньги и приобретенные на них вещи сын еще не особенно ценит и не бережетон ведь еще маленький. За хорошие поступки я стараюсь поощрять Данечку: покупаю для него сюрприз, сладкое или игрушку. За плохое поведение могу наказать его ограничением в покупках. На кассе мы с женой расплачиваемся сами; в руки Даниилу деньги не даем. Двухлетнему ребенку достаточно наблюдать за этим процессом. Считаю, что нужно начинать давать детям деньги на карманные расходы лет с пяти-шести. В более раннем возрасте ребенок еще не может взять на себя ответственность за их распределение.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5