Опасные игры
Нередко дети участвуют
в придуманных ими играх, участие
в которых ставит под угрозу
их здоровье, а порой и саму жизнь.
Как взрослым реагировать
на такие опасные развлечения? Запрещать? Однако, как известно, запретный плод кажется сладким.
Как уберечь ребенка
от опасных экспериментов?
Игорь Павлов – преподаватель психологии, журналист и писатель. Автор нескольких книг по детской психологии, лауреат Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков:
– Рядом с моим домом когда-то была заброшенная ветка железной дороги, куда пригоняли списанные вагонетки, за которыми никто не следил. Для нас, мальчишек, эти вагонетки были настоящим аттракционом. Выбрав одну из них, мы толкали ее по рельсам, чтобы немного разогнать. Когда вагонетка более-менее набирала скорость, мы запрыгивали на нее прямо с разбега. Из-под ее ржавых колес сыпали искры, и нам, перемазанным с ног до головы машинным маслом, казалось, что нет лучшего развлечения на свете. Эта игра продолжалась до тех пор, пока один из нас, пытаясь запрыгнуть в вагонетку на ходу, не угодил под ее колеса. парень чудом выжил. Пролежав пару месяцев в больнице, он перенес несколько серьезных операций и остался инвалидом на всю жизнь. Сейчас, спустя почти двадцать лет, будучи детским психологом, я пытаюсь понять, почему дети играют в игры, которые приводят к печальным последствиям, и что нам – взрослым – с этим делать.
Жесть, а не игра
Проскочить перед носом проходящего поезда или залечь между шпалами, пройтись по краю крыши многоэтажки или повиснуть вниз головой на перилах балкона, прокатиться на крыше лифта или между вагонами в метро, нырнуть с высоченного моста в реку или пролететь на самодельной тарзанке… Наверное, каждый из нас может вспомнить несколько похожих игр из детства, в которых вы участвовали или свидетелем которых вы являлись. Детство, правда, тогда было немного другим. Большую часть времени мы проводили на улице с друзьями, где рыскали в поисках приключений. искать острых ощущений дома было негде – ни о компьютерных играх, ни об интернете, ни о 3D-аттракционах мы тогда ничего не знали.
В отличие от нас современные школьники предпочитают больше
времени проводить дома за компьютером или за игровой приставкой. Однако и компьютер для них давно стал обыденной вещью, которая не вызывает больше ярких эмоций и острых ощущений. Поэтому интерес к опасным играм снова возрос. Благодаря интернету теперь в эти игры вовлекается большое количество детей.
Одной из любимых игр среди моих сверстников в детстве была игра в удушение. Дети надавливали друг другу на шею или грудную клетку, пока не начинали терять сознание. Сегодня это развлечение вновь стало популярным среди детей и подростков от 7 до 15 лет. Дети размещают в интернете видео, снятое во время игры, и делятся друг с другом ощущениями. На русскоязычных сайтах, посвященных игре в удушение и другим небезопасным развлечениям, зарегистрировано около 15 000 пользователей. Еще не так давно мы волновались, что дети увлекаются жестокими виртуальными играми. Сегодня интернет для многих из них становится еще и проводником в мир реальных игр и развлечений.
Поиграем?
Став взрослыми, мы оглядываемся назад, на свое детство, и иногда ужасаемся поступкам, которые совершали в то время. Сейчас мы понимаем, чем рисковали и какими безалаберными были. Однако в детстве мы не всегда отдавали себе отчет в том, что делаем. Нам казалось, что мы неуязвимы. Когда мы с мальчишками катались на вагонетках, то понятия не имели, к каким последствиям наше развлечение может привести. В силу своего возраста мы действительно не понимали, что это небезопасно.
некоторые любители игр в удушение или катания на крыше лифта искренне удивляются, когда взрослые говорят, что они рискуют жизнью.
Неумение прогнозировать последствия поступков – одна из причин участия детей в подобных играх. Мало кто из них задумывается о риске, когда игра вызывает гамму ярких эмоций и захватывающих дух впечатлений. Некоторые из детей при этом склонны переоценивать свои силы и возможности. В компании друзей мы всегда чувствуем себя смелее и выносливее, решаемся на такие действия, которые никогда бы не совершили в одиночку. Один в поле не воин, а с компанией ты готов штурмовать любую ветряную мельницу.
Понимание риска, который влечет за собой участие в игре, еще не гарантирует, что ребенок от нее откажется. Часто именно ради экстремальных переживаний, связанных с осознанием риска, подростки участвуют в опасных играх и развлечениях. Других толкают на рискованные действия обычное любопытство, скука или следование принципу «в этой жизни попробовать нужно все».
Дети помладше могут участвовать в опасных играх, бездумно подражая друг другу или более старшим ребятам. Логика поступков здесь проста: раз так делают другие, значит, и мне можно. Более старших и более осторожных сверстники берут «на слабо». В мальчишеском сообществе существует негласное правило: будь как все, или станешь слабаком. Очень немногие находят в себе силы остаться слабаками. Большинство идут на поводу у группы, они готовы рисковать жизнью, лишь бы привлечь к себе внимание приятелей, заслужить симпатию и уважение. Немалое значение имеет и дух соревнования, присущий любой мальчишеской компании. Желание померяться силами, выяснить, кто смелее и мужественнее, провоцирует мальчишек на опасные приключения. Нередко, чтобы быть принятыми в подростковую компанию или какое-нибудь тайное детское сообщество, новичкам приходится пройти несколько испытаний. Изобретательность детей в таких случаях вообще не знает границ.
Правила жизни
Нам хочется любыми способами оградить своих детей от опасных игр и развлечений, от бездумных и рискованных поступков. Например, запретить им пользоваться интернетом, выходить со двора, водиться с «дурной» компанией, лазить по деревьям. Можно? Можно, но до поры до времени. Запретное, как известно, только сильнее привлекает. В школе есть уроки о безопасности жизнедеятельности Однако скучные нотации учителей, приправленные унылыми разговорами об обязательствах перед родителями, о своем будущем и о ценности жизни, чаще вызывают у подростков приступы апатии, нежели заставляют задуматься о чем-то серьезном.
Что ж тогда – позволить делать им все, что захочется? Тоже не совсем верная постановка вопроса. Ни кнут, ни пряник не помогут нам научить детей быть осторожными и избегать сомнительных мероприятий. Ведь мы вместо них решаем, что можно, а что нельзя. Лишая ребенка права самостоятельного выбора, как бы парадоксально это ни звучало, мы тем самым создаем условия для вовлечения его в опасные игры. Ведь тот, кто не умеет думать самостоятельно, кто привык, что все решают за него, легко идет на поводу у других, будь то взрослые или сверстники.
Важно с самого раннего возраста развивать у ребенка самостоятельность, учить его принимать решения, оценивать последствия своих поступков и нести за них ответственность. Заодно надо поддерживать правильные решения и помогать исправлять ошибки, сделанные в результате неверного выбора. Без лишнего морализаторства и давления.
Ни в коем случае не надо унижать ребенка, внушать ему ощущение неполноценности. иначе он будет стремиться любым способом доказать себе и другим, на что способен.
Настоящие мужчины не рискуют понапрасну
Уверенный в себе, имеющий здоровое чувство собственного достоинства ребенок вряд ли станет реагировать на провокации сверстников, которые попытаются сыграть на его самолюбии и подтолкнуть к опасным действиям. Он сможет легко сказать нет на любое рискованное предложение, отказаться участвовать в опасной игре за компанию или ради того, чтобы доказать, что
он настоящий мужчина. Ведь он знает, что настоящие мужчины понапрасну не рискуют жизнью, потому что заботятся о благополучии своих близких и любимых. Герой – это не тот, кто ради забавы бросается под колеса поезда или демонстрирует равновесие на строительной балке. Герой ценит свою жизнь не меньше, чем жизнь окружающих его людей, и готов рисковать только тогда, когда в этом есть настоящая необходимость.
Подростки вовлекаются в опасные игры не только ради показного геройства, но и когда не умеют по-другому разнообразить свой досуг. Подросток, который мается от скуки, который не имеет четких жизненных целей и приоритетов, – потенциальный участник таких игр. Но если жизнь ребенка наполнена положительными событиями, если у него есть цели и представление о том, к чему ему следует стремиться в будущем, вряд ли он станет расходовать время и силы на небезопасные уличные развлечения. Что для этого можем сделать мы? Наполнить жизнь ребенка смыслом, ненавязчиво помочь ему поставить перед собой цели и выработать собственные правила жизни, которые станут для него важнее правил любой игры.
Похожие статьи
Комментарии:
Download SocComments v1.3