СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Недетский интерес



Финансы – сфера, в которую детям до поры до времени в ход воспрещен. Однако это не значит, что денежные вопросы их вовсе не касаются

 width=

Не закрашивайте кривые зеркала
Возможно, когда-то было иначе, но сегодня практически повсеместно деньги претендуют не только на функцию посредника в обмене труда на товар, но и на роль универсального мерила. Трудно отыскать явление, которое не оценивалось бы в денежном эквиваленте. Праздники и войны, знания и увлечения не только имеют себестоимость, но и, увы, зачастую оцениваются с точки зрения чисто экономической эффективности. Деньги превратились в своеобразную систему координат. Что бы мы ни делали, этот процесс или его результат имеют монетарное измерение и влияют на распределение финансовых потоков. Воспитание детей не исключение. Дело не только в затратах. Среда, в которой растет ребенок, неизбежно содержит меркантильный элемент. Невозможно общаться с малышом так, будто денежных вопросов вовсе не существует. Ситуация похожа на жизнь в доме, где в стены вмонтированы зеркала. Пусть мы знаем, что они могут быть кривыми, не следует их закрашивать – это вызовет только больше вопросов. Рано или поздно ребенок понимает, что все вещи имеют свою стоимость. Задача мудрого родителя – объяснить, что важность и значение многих к одному денежному выражению не сводятся.

Детство – это рынок
Доля трат на детские товары и услуги в семье составляет примерно треть всех расходов. От значительной части этих покупок сложно или невозможно отказаться. Например, это одежда или учебные принадлежности. Экономисты оценивают товары и услуги для детей как одну из самых стабильных сфер вложений с большим потенциалом к развитию. Это значит, что в будущем появится больше детских товаров, как хороших, так и… разных. Стратегии их сбыта будут и дальше развиваться. Реклама детских товаров главным образом адресована взрослым. Это логично: решение о покупке принимают именно они. Однако и дети не выпадают из маркетинговых игр. Они влияют на «родителей фактор», являются начинающими покупателями. Карманные деньги на то и даются, чтобы научить ребенка распоряжаться финансами. В наши дни к ним прибавляется оплата электронных счетов. Эта область имеет свою специфику трат. Даже если покупки, совершаемые непосредственно детьми, составят 5–10% от всего рынка, тут есть за что побороться. Для маркетологов дети более ценны не в роли сегодняшних покупателей, а в качестве аудитории будущего. Из них можно воспитывать потребителей, с молодых ногтей прививая определенные желания и потребности. С этой точки зрения любопытно появление среди игрушек предметов, имитирующих бытовую технику и приборы. Например, это может быть маленький пластмассовый тостер. Ненастоящие микроволновка или миксер не слишком интересны для игры, однако они формируют у ребенка представление о том, какие вещи должны быть в доме.
Часто игрушки не имеют своих аналогов во взрослой жизни. Однако и тут они зачастую работают «проводни ками» психологии потребления. Допустим, подарком на день рождения становится конструктор. На упаковке ребенок найдет изображение дополнительных приспособлений к нему. Вложенная брошюрка расскажет и покажет все остальные товары данной марки, для разных возрастных групп. Продавцы как бы сразу рисуют перед юным потребителем перспективу покупок, вызывая у малыша азарт коллекционера.
Еще сильнее древний инстинкт собирательства срабатывает, когда детям сообщают, что есть некая коллекция, собрав которую можно получить дополнительный приз. Вариант – приобщиться к элитному сообществу или «сакральному» знанию. Конкретный ход зависит от изобретательности рекламистов. Зачастую, покупая продукт, невозможно заранее узнать, какой экземпляр коллекции ожидает внутри. Раззадоренные первыми приобретениями, юные покупатели рвутся ее пополнить. При этом обычно оказывается, что части коллекции неравномерно распределены по партиям товаров и в магазинах по соседству можно купить только два из пяти искомых элементов. Или, допустим, четыре из восьми. Разумеется, ничего противозаконного в таких приемах нет,но как объяснить это разочарованному ребенку?
Идиому «детство – пора золотая» производители трактуют по-своему. Например, обряжая обычные потребительские товары в адресную оболочку, помещая на упаковку знакомых сказочных персонажей, нет-нет да и включат в цену надбавку за «детскость». Между тем большинство российских стандартов на продукты питания не предусматривают каких-то дополнительных критериев качества – их нет, допустим, для йогурта, молока или хлопьев. Таким образом, сливки с такой продукции снимаются дважды; «детский» бренд стоит чуть дороже «взрослых» аналогов, но при этом лучше продается. Для взрослого молоко из коробки с мультяшными персонажами ничем не отличается от молока из обычного литрового пакета. Малыш же «сочиняет» свой вкус на основе преподносимой ему истории, и мало кто из родителей способен отказать чаду в таком удовольствии.

Выращивание желаний
Управление своими желаниями – непростая задача даже для взрослого человека. Взрослые мамы и папы подчас совершают бессмысленные или несвоевременные покупки, поддавшись неконтролируемому импульсу потребителя. Дети же со своими страстными «хочу!» – идеальная целевая аудитория для рынка. В обществе, подчиненном экономической стратегии продаж, к детям постоянно обращаются, убеждая, что йогурт А «крут» потому что помогает справиться со злобными инопланетянами. Шоколадка Б просто необходима, чтобы наладить отношения с родственниками. Пусть папа с мамой в доверительной беседе объяснили ребенку, что реклама, в отличие от сказки, это ложь без намеков, маленький человечек все равно не всегда может справиться с сумбуром, который порождает в его голове рекламная информация. Избавиться от навязываемых потребительских инстинктов непросто даже некоторым взрослым. Подчас сочинением рекламы занимаются люди, перегруженные познаниями о нейролингвистическом программировании и когнитивной психологии, но не владеющие высокой культурой речи. О негативном влиянии на формирование ребенка безвкусных языковых клише, возникающих в его уме, не стоит и говорить.

Разумное, доброе, вечное
и экономически целесообразное
Можно проводить с ребенком душеспасительные беседы. Можно отлучить дитя от телевизора и Интернета (реклама в Сети и в компьютерных играх намного активнее, поскольку не ограничена по времени и имеет гораздо больше форм). При этом все равно останутся улицы, заполненные рекламными щитами, а также детские сады и игровые площадки, где сверстники хвастаются новыми блокнотиками с «винкс», кепками с «бакуганами» или прочими бессмысленно-модными вещицами. Дети уже с ясельного возраста образуют собственные сообщества и нуждаются в символах, эти группы объединяющих. Не секрет, что широко рекламируемые мультяшные бренды помогают ребенку наиболее просто установить контакт со своими сверстниками. Запрещая и ограничивая владение такими брендами, мы можем усложнить малышу его социальную жизнь. Кроме того, любая цензура только подогревает интерес к запретам. К навязчивой же рекламе, как и к детским инфекциям, со временем вырабатывается иммунитет, хоть он и оставляет после себя следы.

Предложи те альтернативу
Как на фоне агрессивной пропаганды потребления прививать ребенку хороший вкус, чувство меры и благоразумие в покупках? Двух классических педагогических приемов, то есть шантажа и подкупа, здесь, очевидно, недостаточно. Рыночные реалии требуют рыночных же стратегий. Лучший способ – сделать более заманчивое предложение. Например, выберите тему и занятие, которые могут оказаться интересны и родителям, и ребенку. Не жалейте времени, развивая этот индивидуальный интерес. Новое увлечение, скорее всего, не перекроет полностью воздействие извне, но оно создаст альтернативу, которую ребенок будет ценить. Трудно требовать от малыша скептического отношения к героическому гламуру комиксов. Однако возможность запустить змея, поставить опыт или что-то самостоятельно смастерить может оказаться соблазнительнее пассивного наблюдения за жизнью разрекламированных существ. Как знать, возможно, научившись дома играть в гляделки или в слова, малыш назавтра «заразит» новым увлечением весь садик и бакуганы будут забыты…

Оружие – карманные деньги
Как ни странно, во многих случаях с идеологией неконтролируемого потребления помогают бороться сами деньги. Мыльные пузыри бессмысленных желаний, навязанных рекламой, лопнут при помощи совместных подсчетов. Прикиньте вместе с ребенком, во что это может обойтись, и обсудите, на что такую сумму можно потратить. Конечно, нелепо требовать от дошкольника умения вести финансовые подсчеты, однако он вполне способен понять, что вещи бывают дорогими и дешевыми, нужными и не очень – такими, без которых можно и обойтись. Ребенок легко может понять, что, в отличие от родительских любви и терпения, деньги – ресурс не бесконечный.
Приучить ребенка к этой мысли помогают деньги на карманные расходы. Большинство специалистов сходятся в том, что подходящий возраст для усвоения азов бухгалтерии – 6–7 лет, то есть начало школьной жизни или период чуть раньше. Пусть в это время не возникает ситуаций, в которых дитя оказывается один на один с покупками. Все равно ему нужно предоставлять возможность распоряжаться деньгами из своего кармана по собственному усмотрению. Тратить с умом нельзя научиться без практики.
Выплаты должны быть регулярными. Рассчитывая на фиксированную сумму, ребенок быстрее преодолеет феномен, известный по поговорке «Деньги руки жгут». Рекомендуется начинать с минимальных сумм, выплачиваемых часто. Например, 10–15 рублей ежедневно вполне хватит на булочку или йогурт в школьной столовой. С годами покупательную способность ребенка следует увеличивать. Интервал же между «получками» должен возрастать – сперва до недели, а потом и до месяца. С «премиальными» вопрос сложнее. Он порождает множество спекуляций. Надо ли поощрять рвение в домашних делах и учебе или же эти обязанности не предмет для торга? Большинство родителей считают дополнительные «вливания» уместными, если от ребенка требуется что-то «сверхурочное» – помочь маме приготовить праздничный стол или прибраться в папином гараже.
Стоит ли контролировать детские траты? Резонно ответить на этот вопрос: «Нет». О каком опыте может идти речь, если тебя постоянно ограничивают? Однако на практике трудно бывает смириться с детским выбором, будь то набор аляповатых наклеек вместо красок или чипсы вместо фруктов. Тут взрослым следует осознать, что учиться никогда не поздно. Особенно если учишься доверять и предоставлять свободу.

Факты
С 2010 года были отмены субсидии субъектам РФ по софинансированию ежемесячного пособия на ребенка (детское пособие) в объеме 5 млрд рублей, по компенсации части родительской платы на детские сады в объеме 9,5 млрд рублей, а также прекращено финансирование детской оздоровительной кампании Фондом социального страхования в объеме 19 млрд рублей.факты
Оборот российского рынка игрушек на 2009 год оценивался примерно в 500 млн долларов, и это с учетом того, что рынок игрушек всего мира эксперты оценивают примерно в 90 млрд долларов (по данным Ленправды). До наступления экономического кризиса 2008–2009 годов темпы роста рынка игрушек в России достигали 25–30% в год. В 2008 году объем этого рынка оценивался в 670–720 млн долларов, что составляло около 6,3% всего рынка детских товаров России. В 2009 году спрос на детские игрушки сократился на 25–30%. От 3100 до 4600 рублей в месяцво столько оценивают свои средние ежемесячные затраты на приобретение детских товаров семейства в пяти крупнейших российских городах. Существенную долю «детских» бюджетов получают детские сетевые магазины. На них приходится более трети всех затрат «на детское». Таковы данные недавнего опроса покупателей детских товаров в пяти городах-миллионниках, проведенного в России международной исследовательской компанией Nielsen (ACNielsen). По результатам исследования РБК «Потребительские предпочтения покупателей детских товаров», наибольшую часть родительских расходов на детские товары составляют детская одежда и обувь (35% среднемесячных расходов на детские товары). Реже всего покупается детская косметика. Ее доля в общих расходах на детские товары не превышает 5%.В среднем по России семья с одним ребенком тратит на покупку детской одежды около 860 рублей в месяц, на приобретение детской обуви – примерно 550 рублей в месяц.

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5