СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

«Больше всего люблю, когда хвалят моих сыновей»

ФОТО ВАДИМ ВАСЕНИН
БЕСЕДОВАЛА ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА

Композиторские династии – явление редкое. Петербургский музыковед Любовь Золотницкая, недавно издавшая энциклопедию «Композиторы мира», насчитала не так уж много – всего 75 династий за всю историю музыки. Если же говорить об отце и сыновьях — композиторах, то такое сочетание более чем уникально. К подобным династиям относятся Бах, Штрауси… наши современники – петербургская семья композиторов Плешаковых.

 width=
На фото Виктор Плешаков

– Виктор Васильевич, как вы добились того, что ваши дети стали композиторами?
– Никаких усилий я не прикладывал. Сыновья учились музыке с детства, у них были способности к пению, отличный музыкальный слух, оба, как и я, окончили Хоровое училище, консерваторию. Может, в генах передалась любовь к музыке? Лично в меня музыка вошла с пеленок. Моя мама, солистка хора, клала меня на крышку рояля, я лежал и часами слушал репетиции. Мои сыновья с рождения тоже были окружены музыкой. Но вот старший, Сережа, осознал лишь в 28 лет, что ему уготована композиторская стезя, – когда убедился, что песни, которые он писал по просьбе одной фрау из Швейцарии, могут нравиться не только ей, но и музыкантам из других городов, театральным режиссерам. Теперь Сережа сочиняет мюзиклы, пишет песни и симфонические пьесы. А младший, Алеша, действительно стал сочинять музыку с двух с половиной лет, до сих пор помню мелодию, которую он тогда придумал. В шесть лет он сочинил музыкальную пьесу на стихотворение Сергея Михалкова «Дело было вечером, делать было нечего». Исполнена для слушателей она была уже в новой обработке только в 2004 году.

– Когда вы как отец поняли, что дети ваши – тоже композиторы?
– Понял я это окончательно всего восемь лет назад, когда и тот, и другой уже прошли международные композиторские конкурсы. Сережа стал победителем в конкурсе на лучшую оперу в двух номинациях и получил приз как лучший либреттист. Тогда же, в 2002-м, Леша занял второе место в городском конкурсе на лучшую песню о строителеее спел «главный митек» Дмитрий Шагин. В том же году мы впервые выступили вместе как композиторы – это было в Камерном зале Филармонии. Тогда я понял, что Плешаки – действительно династия.

Все же наверняка у вас были какие-то особые методы воспитания?
– Мой сын Сережа назвал меня гением косвенного воспитания. Я все время пропадал в театре, приходил поздно, когда сын уже спал, а просыпался тогда, когда Сережа давно был в школе. Но он видел плоды моей работы: в театре шли мюзиклы, по радио пели мои песни. Думаю, гордился, что это его папа сочинил «Экипаж – моя семья», «Ведь мы же с тобой ленинградцы» и песню про «Зенит».

– Неужели никогда не приходилось наказывать сыновей – за непослушание, за двойки?
– Я мягкий человек и могу только наставлять, давать советы. Мои сыновья и поводов-то не давали… Сережа был самостоятельным с семи лет. Перепробовал кучу занятий, искал себя – разве я мог ему мешать в его поисках? Захотел – выучил английский и немецкий языки. Он же вставал в шесть утра и занимался на скрипке полтора часа до детского сада – его никто не заставлял. Даже когда мы семьей ездили на море. Казалось бы, купайся, загорай, ни о чем не думай – нет, Леша упорно два-три часа в день посвящал музыке. И когда ему в Хоровом училище вывели в четверти двойку по географии, разве я мог его ругать? Мы просто взяли репетитора, и он исправил оценку.

– И никаких трудностей не было?
– Были, с девочками. Мы были лишены общения с девочкамив Хоровом училище учились только мальчишки. И я, например, поступив в Консерваторию, на радостях влюбился во всех девушек на нашем курсе, чем их только отпугнул. Хотя все мы, Плешаки, рано или поздно встретили свою вторую половину.

– Вы разбиваете клише, что таланты – люди невыносимые, нетерпимые, не уживчивые…
– Главное – любовь и понимание. Эту атмосферу поддерживает и моя жена Ирина (мы вместе уже 43 года), мама моих детей. Она не композитор, но тоже музыкант с консерваторским образованием. Ирина – первый слушатель наших сочинений. Ей приходится отрываться от домашних дел и беспрекословно идти поближе к роялю, чтобы оценить наши опусы. Правда, когда Ирина говорит: «Да, нормально», я обижаюсь: «Нет бы сказать: гениально!».

– Есть мнение, что природа отдыхает на детях…
– Не согласен. Думаю, мои сыновья в чем-то превзошли меня. Алеша – мастер экспериментов – слышит и умеет записать звуки скрипнувшей двери, фабричного гудка, кошачьего мяуканья. А как-то я был председателем жюри на конкурсе в Сосновом Бору; ко мне подошла девушка и спросила, затаив дыхание: «Скажите, а вы имеете какое-то отношение к композитору Сергею Плешаку?» Я был ужасно рад, потому что больше всего на свете люблю, когда хвалят моих сыновей.

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5