
Недетские вопросы на детские темы
Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция
В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?
Много = хорошо?
ФОТО ЦГФКФФД СПБ
ТЕКСТ НАДЕЖДА ДЁМКИНА
Раньше было лучше?
Один из мифов о многодетности, насаждаемый сегодня, — о том, как раньше хорошо и правильно жили наши предки. Рожали по 15 детей и жили душа в душу. Лубочная картинка богатого крестьянского дома, чистых деток на печи, мал мала меньше, в холщовых рубашках и сарафанчиках, нарисованная псевдопатриотами, вдрызг разбивается о статистику, которая говорит нам о реальных цифрах и действительности, которая за ними стояла. ХХ век, несомненно, стал водоразделом для нашей страны — не только в области демографии, но и во всех областях жизни. Гигантские социальные изменения, войны и репрессии, слом традиционных моделей поведения (в том числе и в семье) — это все мы будем пожинать еще не одно десятилетие. Однако демографические показатели меня¬лись не только в России, но и во всем западном мире, ученые говорят о «демографиче¬ском переходе», который Европа начала еще в XVIII веке, вслед за промышленной революцией, ну а мы следуем за ней. До этого высокая рождаемость обуславливалась высокой смертностью. Даже в конце XIX столетия из тысячи младенцев в России погибали 261 — это более чем четверть: инфекционные болезни, смертность во время родов, недостаток врачей в сельской местности и плохая обеспеченность медикаментами. К детской смерти массовое сознание относилось как к обыденному явлению: «Бог дал — Бог взял». Хотя, конечно, это не значит, что родители были всегда бесчувственны, однако отношение к смерти формировалось совершенно иное, чем сегодня. В результате исследователи говорят не о многодетности, а о многорождаемости в России. В середине XIX века больше половины детей умирало до достижения ими 20-летнего возраста. При этом, несмотря на религиозные установки, многодетность не была особенно желанной, дети воспринимались не столько как будущая рабочая сила, сколько как обуза на долгие годы. Об этом говорит множество народных пословиц, записанных Владимиром Далем: «Одно взять — или детки водить, или денег копить», «У богатого телята, а у бедного — ребята». Высокая смертность обуславливала высокую рождаемость, но наступление нового времени обнажало противоречия между идеальными семейными нравами и реальностью.
Завтра будет катастрофа?
Идеализация прошлого не может помочь нам построить счастливое будущее. Однако так же опасны и страшилки, которыми нас любят пугать сегодня с экрана телевизора и со страниц газет: Россия вымирает, нас захватит Китай, мигранты как угроза нации и т. д. Часто в такие дискуссии вступают люди, которые спекулируют цифрами и не стесняются откровенно националистических утверждений. Общественная паника приводит к тому, что выдвигаются проекты полного запрета абортов или сексуального воспитания школьников. Как будто благодаря этому все сразу станут многодетными, расселятся по Сибири и массовым трудом поднимут ВВП страны. Гораздо более реальную угрозу демографии представляет сегодняшняя высокая смертность в нашей стране. Алкоголизм, смертность от травм (связанная в том числе и с пьянством), сердечные заболевания, особенно среди мужского населения, — вот те проблемы, которые необходимо решать уже сегодня, если общество хочет, чтобы завтра было кому продолжать себя. Ну а сколько заводить детей — это всегда было и будет личным внутрисемейным вопросом. Мы же не будем всерьез рассматривать семьи, которые решают повысить свое благосостояние за счет рождения парочки «лишних» детей? Согласно исследованиям, экономические мотивы «детности» занимают последнее место по значимости, на первое место выходят мотивы социальные и психологические. Таким образом, политика государства, материально стимулирующая семьи, которые заводят второго ребенка и последующих детей, не может стать причиной продолжения рода, а может лишь оказать поддержку семьям, у которых есть желание родить еще детей. И эту систему, несомненно, нужно развивать и дорабатывать. Но она должна носить вспомогательный характер, а не быть рычагом манипулирования общественным сознанием. Впрочем, вопрос о причине многодетности не перестает будоражить общественность: такие темы то и дело мелькают на родительских форумах в Интернете. Вот характерный пример подобного высказывания: «Меня всегда мучил вопрос, а зачем женщине много детей? В прошлых веках понятно, не было противозачаточных средств, а сейчас? У меня двое, подумали про третьего, но не решились. Опять нужно было бы решать квартирный вопрос (сейчас у каждого есть комната), опять проблемы с работой, снижается материальный уровень семьи, сокращается время, уделяемое старшим, проблемы с садами, со школами. А потом, родить мало, нужно одеть, выкормить, выучить, но при этом хочется самой остаться женщиной, интересной для своего мужа. Неужели в многодетных семьях такая безоглядная любовь к детям?! А после прочтения недавнего топика про многодетных назревает вопрос: вы рожаете, чтобы были льготы? А почему они должны быть? Чем единственный ребенок в семье хуже, чем ваши из многодетной? И почему мы должны вас пропускать в очередях в садик, в поликлинике и т. д.? У меня нет к вам агрессии, но я вас не понимаю, ведь, когда планируешь ребенка, рассчитываешь только на свои силы — физические, финансовые, а от многодетных только и слышишь: нам должны, мы имеем право» С другой стороны, слышатся такие реплики: «А я вам вот что скажу: я не планировала иметь троих детей. Так случилось. Сбой контрацепции. Убить рука не поднялась. Вы уверены, что вправе рассуждать, кто кого как любит и кто лучше-хуже? Я лично ни от кого ничего не требую и не жду. И вам не советую». Или так: «Я не многодетная мама, но очень рада, что у меня два сына. Материальные издержки не перевешивают удовольствия от общения с двумя детьми. Моя сестра хотела троих и очень жалеет, что не сложилось (у нее два сына). Что касается льгот, то их с удовольствием обсуждают все мамочки, а не только многодетные. Вам часто приходится уступать свою очередь многодетным? Мне ни разу не пришлось».
Семья — это семь «я»?
Между тем семья сегодня меняется
И что
«Все счастливые семьи похожи друг
Комментарии: