СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Суп из петуха и другие мелочи дачной жизни

ФОТО СЕРГЕЙ САРАХАНОВ
БЕСЕДОВАЛА МАРИАННА НИКОЛИНА

Стереотипы о дачном быте советской интеллигенции опровергает Дмитрий Светозаров, кинорежиссер, сын кинорежиссера Иосифа Хейфица и брат художника кино Владимира Светозарова.

  width=
На фото Дмитрий Светозаров

У меня удивительная детская память. Моя мать даже не верила, что я помню свою жизнь с двух- или трехлетнего возраста. Первые мои летние воспоминания связаны с маленьким латвийским местечком, где родители снимали на лето какую-то комнатушку. Я страдал водобоязнью и до сих пор помню одну «игру»: мой старший брат Володя гоняется за мной по берегу моря с ведром ледяной морской воды и, догнав, обливает меня с головы до ног, а я дико визжу… Владельцами дома, где родители снимали комнату, были Фрида и Вилли, молодая супружеская пара. Не имея своих детей, они обожали меня, купидонообразного мальчика с белыми кудрями, и давали ревень с их огорода – единственное доступное в ту нищую пору лакомство.
Следующие мои дачные воспоминания связаны с Зеленогорском, где мы провели два лета. Сейчас распространено мнение, что советская интеллигенция при Сталине благоденствовала, но это не так. Мои родители, хотя отец в ту пору уже был классиком отечественного кино, влачили по нынешним временам нищенское существование. Все, что они могли себе позволить, – это снимать угол или баньку с одним окном. Продукты хранились в ведре, которое опускалось в колодец, потому что никакого холодильника и в помине не было. Моим развлечением в те годы были формочки с песком. За таким занятием меня однажды застал рассерженный хозяйский петух и напал на меня. Взрослые едва отбили меня, а на следующий день Хозя, так я называл хозяина дома, принес в качестве компенсации кастрюлю наваристого бульона. Много позднее я узнал, что суп был сварен из моего обидчика.
Одно время нашей дачей был двухэтажный литфондовский дом в Александровской, где мы жили вместе с семьей замечательного писателя, друга моего отца Юрия Германа. В тот период они вместе работали над сценарием фильма «Дело Румянцева». Германы жили на втором этаже, и там же, в кабинете Юрия Павловича велась работа над сценарием. Тогда, в середине 1950-х, у нас на даче появился телевизор. Это было что-то космическое! К нам «на телик» собирались ребятишки со всей округи, по 15–20 человек. Мест не хватало, и отец брал стулья со всего дома и, поставив их в два ряда, устраивал своеобразный кинозал.
Еще помню, как мы навещали Анну Андреевну Ахматову, жившую неподалеку в маленьком домике в Комарове. У нас на даче во время съемок гостил актер Алексей Баталов. К нему приезжали его московские друзья – Макс Шостакович, сын известного композитора, и Евгений Чуковский, сын Корнея Ивановича. Оба были заядлыми мотоциклистами и устраивали для нас настоящий мотоцирк. Разгонялись на огромной скорости и вскакивали на сиденье мотоцикла, раскинув руки, и ехали так дальше.
…В 1957 году мои родители построили в Комарове маленький домик. На том месте теперь находится наша дача.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5