Инкубаторы для орлят
Элитное образование – «лестница в небо» или статусная покупка?
Наивно думать, что, пропустив ребенка через элитный детский сад, дорогую частную школу и престижный колледж, можно с гарантией сделать из него лидера нации, успешного политика или олигарха. Однако преимущества, которые дает блестящее образование, несомненны. Возможно, еще важнее приобретаемые в элитных учебных заведениях связи. Аттестаты и дипломы престижных школ действительно открывают дорогу на вершины сильных мира сего? Как менялись представления о подходящем образовании для представителей будущей элиты на протяжении веков?
Великому ученику – великого учителя
Древние греки считали – наилучший результат воспитания высокорожденного юноши дают индивидуальные занятия с мудрейшим жителем Земли. Прекрасным педагогом был кентавр Хирон. Он сам был воспитан Аполлоном и Артемидой, поэтому его пригодность для обучения царских и даже полубожественных детей не оспаривалась. Среди учеников Хирона были Ясон, Ахилл и еще несколько ярких личностей. Они не раз совершали блестящие подвиги и демонстрировали выдающиеся качества, причем не в последнюю очередь – разнообразные познания, высокую мудрость или хотя бы хитроумие. То есть метод работал. Выпестованный по той же системе богоподобный Александр Македонский лишний раз убедил в этом человечество. Его учитель Аристотель хоть и не был воспитан богами, но, вне всякого сомнения, обладал тогда величайшими на Земле знаниями.
На всех царских детей аристотелей не напасешься, но в силу данной традиции лучшим умам и талантам того или иного государства нередко приходилось воспитывать отпрысков августейших особ. Иногда это приводило к положительным результатам. Например, Федора Алексеевича Романова наставлял в детстве блестяще образованный для своего времени поэт Симеон Полоцкий. Царевич тянулся к знаниям и прекрасному. В результате в 1676 году на московском троне оказался просвещенный монарх, ратовавший за развитие науки и образования в России. В частности, Федор Алексеевич подписал указ о создании первой в России Академии наук. Увы, его царствование было недолгим. При всех своих способностях к языкам и любви к книгам Федор Алексеевич отличался очень слабым здоровьем. Прожил на свете всего 21 год и просветить Россию не успел. Пришлось потом решать эту задачу с наскока его нахальному младшему брату-самоучке. Через несколько десятилетий Анна Иоанновна решила сделать из своей племянницы личность, достойную российского престола. Дабы наставлять ее в православии и внушать государственный образ мыслей, она призвала в наставники Феофана Прокоповича. Это был один из самых образованных и прогрессивно мыслящих людей того времени. Прокопович знал несколько европейских языков и был сторонником просветительских реформ. Что дало общение с ним Анне Леопольдовне, трудно сказать. Французскому языку девочка выучилась и привычку к чтению романов приобрела, но вот разобраться в дворцовых интригах и принять меры для спасения судьбы собственного сына ума и смелости не хватило.
Возможно, российским Александрам – Первому и Второму – общение в детстве с выдающимися умами и талантами принесло больше пользы. Первому давал уроки академик Петр Симон Паллас. Второго пестовал Василий Андреевич Жуковский. Были ли эти люди, давшие так много российской науке и словесности, хорошими педагогами? И волновал ли этот вопрос тех, кто выбирал наследникам престола наставников? Может быть, славное имя учителя было важнее конкретных результатов его работы?
Не дворянское это дело – в школу ходить!
В домашнем образовании русских помещичьих отпрысков выдающиеся умы и таланты, как правило, не участвовали. Гувернеры и гувернантки из Европы – различные Карлы Ивановичи и Шарлотты Петровны – зачастую кроме своих родных языков мало что знали. Недоучившиеся студенты столичных и губернских университетов тоже не всегда были талантливыми педагогами. Тем не менее, блистать на балах и чувствовать себя не очень скованно в Баден-Бадене и на Елисейских полях их подопечные были вполне способны. Некоторые дворянские дети, начитавшись иностранных книг, становились экономически грамотными хозяйственниками. Или делали военную карьеру.
Вплоть до недавнего времени домашнее образование считалось приемлемым и для членов британской королевской фамилии. Ее величество Елизавета II до 10 лет училась дома вместе со своей младшей сестрой Маргарет. При этом большое внимание уделялось физическому развитию девочек. Они плавали, ездили верхом и играли в хоккей на траве. Занимались музыкой и живописью. Став наследницей престола, Елизавета начала серьезно изучать британскую конституцию и юрисдикцию под руководством доктора Генри Мартина, проректора Итонского колледжа. Богословие штудировала под руководством архиепископа Кентерберийского. Будущая английская королева шлифовала свой французский. Ей предстояло общаться на нем с подчиненными ей франкоговорящими гражданами Канады. К тому же французский в то время был официальным языком почти всех международных и крупных внеправительственных организаций. Вот, собственно, и все образование. Чтобы в свое время занять британский престол, Елизавете не нужны были ни аттестаты, ни дипломы.
Ныне в Великобритании ситуация изменилась. Начиная с принца Чарльза, юные представители королевской семьи стали ходить в школу. Упрочит ли это британскую монархию? Что-то не похоже.
Дома за партой
В настоящее время в Российской Федерации, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992, домашнее обучение детей разрешено. Вы можете не отдавать вашего семилетнего малыша в первый класс, а наставлять в чтении, правописании, арифметике, природоведении и прочих предметах самостоятельно. Никаких особых причин для этого не требуется. Однако в России действует также закон об обязательном среднем образовании. Поэтому, если ребенок обучается дома, то он должен сдавать экстерном экзамены по школьной программе. Делать это можно бесплатно, а можно и за деньги. Иногда за приличные, особенно, если организация приема экзаменов требует учета каких-то частных обстоятельств вашей семейной жизни.
Домашнее образование подходит одаренным детям, которые профессионально занимаются музыкой, спортом или заняты в шоу-бизнесе. Совместить занятия в школе с частыми гастролями и соревнованиями очень трудно. Однако не только эти причины заставляют родителей не сажать ребенка за обычную парту. К примеру, дочери Владимира Путина перешли в 2000 году на домашнюю форму обучения из соображений безопасности.
Даже если родители являются квалифицированными педагогами, вряд ли они смогут без посторонней помощи подготовить ребенка по всем предметам программы средней общеобразовательной школы. Значит, неизбежно придется оплачивать часы занятий с репетиторами. Качественное домашнее образование в нашей стране пока еще стоит очень дорого. Позволить себе его могут очень немногие родители. Со временем, при развитии и распространении интернетных обучающих программ, стоимость его может уменьшиться. В США, например, уже сейчас дома обучаются почти 2 миллиона школьников, и с каждым годом эта цифра увеличивается.
Английская школа
Говорят, что у достойного человека повар должен быть французский, жена русская, а школа – английская. При этом имеют в виду вовсе не советскую или российскую школу с углубленным изучением английского языка, а нечто совсем другое.
Первую британскую школу-пансион основал в 597 году святой Августин Кентерберийский. Школа эта работает до сих пор и находится все там же – в городке Кентербери в графстве Кент. Называется «The King’s School». Это самая старая в мире независимая школа-пансион – independent boarding school. Точка зрения, что именно в заведениях подобного типа дети получают лучшее в мире школьное образование, весьма распространена среди самых влиятельных людей не только Великобритании, но и других стран мира. Считается, что такая школа – самый прямой путь в наиболее престижные университеты, трамплин для будущей блистательной карьеры.
Слово «independent» в названии школы означает «не зависимая от государства», то есть частная, читай – платная. Стоимость обучения в boarding schools составляет от 3000 до 30 000 фунтов в год. Традиционно мальчики и девочки учатся отдельно, но сейчас практикуется и смешанное образование.
В школе-пансионе ученики могут жить постоянно, отправляясь домой только на время каникул или уикендов. Они могут также приходить на занятия, если живут поблизости. В классах не больше 15 человек. Каждый ученик, помимо преподавателей, общается еще со специально приставленным к нему тьютором. Он играет своеобразную роль вожатого – следит за учебой и прочими аспектами жизни мальчика или девочки в пансионе. Спальные комнаты обычно общие, на 4–10 человек, дисциплина жесткая. Бытовая жизнь подчиняется строгому распорядку. Главное правило – абсолютно одинаковые требования ко всем ученикам школы. Не важно, кто твой папа – наследный принц, министр или рок-звезда. Раз учишься здесь, значит, ты такой, как все, и обязан выполнять указания педагогов.
Иностранные ученики обычно поступают в английские школы-пансионы в возрасте 11–13 лет. Несмотря на высокую стоимость обучения, берут далеко не всех желающих. Чтобы поступить, нужно сдать довольно сложный экзамен по британской истории. Разумеется, на английском языке. Если английский вашего ребенка недостаточно хорош, некоторые школы предлагают специальные трехмесячные программы его предварительного совершенствования. Тоже, разумеется, не бесплатно. Если ученик школы намерен поступить в один из знаменитых британских университетов, можно провести в пансионе еще два дополнительных года, занимаясь подготовкой к вступительным экзаменам. После этого зачисление в один из колледжей Оксфорда или Кембриджа практически гарантировано.
Во время каникул иностранные ученики должны покидать школу, а вот на выходные можно отправиться в семью живущих неподалеку опекунов – такая возможность предоставляется обычно большинством частных школ.
Плюсы и минусы элитной казармы
Дорогие частные пансионы Великобритании гордятся своим солидным возрастом и вековыми школьными традициями. Каждая школа – маленькое государство со своими особыми правилами и этикетом. Спустя годы ее выпускники всегда найдут общий язык, как встретившиеся на чужбине земляки. Ребенок может оказаться в одном классе с дочерью премьера, сыном поп-звезды, детьми топ-модели, отпрысками первой ракетки мира, чадами известного кинорежиссера. Хорошо ли иметь таких одноклассников? Во всяком случае – интересно.
С другой стороны, казарменный образ жизни – а в школе-пансионе он практически такой – подходит далеко не каждому ребенку. Внимательные учителя и тьюторы, конечно, будут стараться сделать все от них зависящее, чтобы у маленьких жителей пансиона не возникало психологических проблем. Однако в замкнутых подростковых коллективах иногда происходят очень неприятные вещи, о которых педагоги порой и не догадываются. Живущие вдалеке родители могут никогда и не узнать, насколько несчастен был их ребенок, получая элитное образование в дорогостоящем заведении. Элитные школы, устроенные по английскому образцу, есть во многих странах мира. Появляются они и в России. Сейчас, чтобы получить сертификат для поступления после школы в престижный британский или американский университет, не обязательно отправлять ребенка в чужеземный пансион. Можно найти такую возможность и в Москве. Правда, стоить такое образование будет не намного дешевле, да и с традициями у нас пока плоховато…
Школа для советской элиты
В СССР дети представителей кремлевской верхушки по закону не могли получать домашнее образование. Они должны были ходить в школу. В Москве негласно существовали спецшколы для советской элиты. Ребенку «с улицы» попасть туда было практически невозможно. Однако какое-то количество «показательных» детей из «простых семей» в классы все же брали. Их отбор был очень тщательным.
Одна из таких школ называлась «Образцовая школа № 25». Она находилась в Москве, в Старопименовском переулке. Сталину элитные школы, воспитывающие по его выражению «касту», не нравились. В результате в 1937 году Совнарком счел существование образцовых школ нецелесообразным. Образцовая № 25 стала средней школой № 175, хотя все в ней осталось по-прежнему.
В этой школе учились дети партийных лидеров, дипломатов, военных, актеров, писателей, глав иностранных коммунистических партий. Среди учеников были дети Сталина, Молотова, внучки Горького, сыновья Берии, Микояна, Туполева и других «больших людей» той эпохи. В конце 30-х годов классы назывались по имени «главного ученика» – класс Светланы Сталиной, класс Вано Микояна, класс Светланы Молотовой и т. д. Согласно «общим основаниям», дети номенклатуры должны были воспитываться так же, как и дети простых людей. К примеру, дочерям партийных боссов и советских дипломатов было запрещено откровенно демонстрировать богатство своих гардеробов на школьных вечерах. Впрочем, они далеко не всегда следовали этому правилу. Учителя говорили, что воспитывать детей в 175-й школе в лучшем случае бесполезно, а в худшем – опасно.
Преподавателями в этой школе работали сильнейшие педагоги Советского Союза. Среди них были математик Ю. О. Гурвиц, учителя русского языка и литературы А. В. Яснопольская и П. А. Шевченко, учительница физики Н. И. Белогорская, руководитель физкультурной группы Е. М. Новиков. Директором школы была женщина с устрашающей фамилией. Ее звали Нина Иосифовна Гроза. Однако понятно, какой грозой для нее самой мог в те годы обернуться малейший промах в работе.
Обучение у хороших учителей приносило свои плоды. Дочь Сталина Светлана Аллилуева, при всей своей кажущейся взбалмошности, стала профессиональным филологом, занималась переводами художественной литературы и написала четыре книги воспоминаний. Светлана Молотова всю жизнь проработала научным сотрудником в Институте всеобщей истории. Серго Микоян закончил МГИМО и стал признанным специалистом по Латинской Америке. Внучка Горького Дарья Пешкова стала актрисой Московского академического театра имени Вахтангова. Марфа Пешкова поступила в Архитектурный институт, много лет проработала в Музее Максима Горького.
Доктора НОУ
Сейчас в России стали появляться платные частные школы, уверенно обещающие родителям сделать из детей «элиту» – представителей власти или олигархов. Школа на Рублевском шоссе так и называется – «Президент». А в еще одном элитном московском учебном заведении введены в программу следующие предметы: «Воспитание благотворительности», «Умение распоряжаться собственностью», «Социальная ответственность бизнеса», «Креативное мышление» и «Умение быть наследником». Интересно, остается ли у этих учеников время на иностранные языки и русскую литературу?
Негосударственных образовательных учреждений (НОУ) в нашей стране с каждым годом становится все больше. Конкуренция и расширение информационного пространства делают свое дело. Если 10 лет назад обучение ребенка в российской частной школе казалось чем-то экзотическим и запредельно дорогим, то сейчас уже многие родители среднего достатка, решая, куда пойдет их будущий первоклашка, всерьез рассматривают возможность получения образования «у частников».
Марат Зиганов, научный руководитель негосударственной школы:
– В частных школах иногда искусственно завышают оценки детям, чтобы родители были довольны успехами своего чада и охотнее платили за обучение. Это, разумеется, порочная практика. Однако есть способ не попасться. Родителям стоит поинтересоваться: проводится ли в школе независимая экспертиза знаний и практических навыков? Хорошо, если ее проводит какая-нибудь сильная государственная школа, которую выбрали сами родители.
Ирина Вячеславовна Манышева, учредитель и генеральный директор частной школы:
– Имея 10-летний опыт работы в государственной школе и 20-летний опыт работы в частной, могу ответственно заявить, что главное отличие НОУ от государственной школы – иные отношения между всеми участниками образовательного процесса – учителями, учениками, родителями. В основе этих отношений лежат доверие и свобода выбора. Мы – соратники, идущие к одной цели. Администрация уважает мнение педагогов, которые сами определяют для себя формы и методы обучения. Контроль существует, но не по принципу «я – начальник, ты – дурак»! Сотрудники школы искренне заинтересованы в успехе каждого ученика, и дети чувствуют это. Родители доверяют нашему профессионализму и работают над возникающими проблемами вместе с нами. Наши воспитанники учатся не только читать, считать и решать задачи. Они учатся иметь свое мнение и цивилизованно отстаивать его, учатся быть гражданами своей страны, учатся жить и работать в социуме, быть терпимыми и толерантными.
Елена Чернышева, директор частной школы с углубленным преподаванием иностранных языков:
– У нас в начале каждого учебного года один-два новых ученика уходят из-за того, что получают более низкие оценки, чем у них были в прежней, государственной, школе. Вероятно, надеялись: будет натягивание оценок. Ведь они пришли в лингвистическую школу, значит, спрос по математике и химии будет минимальным. А у нас химия преподается так, что ребята свободно поступают в Российский химико-технологический университет!
Вячеслав Жданов, член комиссии по лицензированию частных школ:
– Четыре года назад в Москве работали 242 негосударственные школы, а сейчас аккредитованы 125. У слабых отозвали лицензии или они сами закрылись. К примеру, есть школы, я называю их «живопырками», где учатся, допустим, 50 детей. Снимается неприспособленное крошечное помещение, кухня – восемь квадратных метров, где стоит бытовая газовая плита. На этой кухне и готовят, и детей кормят. По моим оценкам, подобных «живопырок» около 30 процентов.
Валентин Пилипенко, преподаватель частной школы:
– Я работаю в частной школе с 1995 года. За это время у нас не было ни одного случая, чтобы ученик заявил: «Ни за что не пойду на этот урок» или «Ни за что не пойду в эту школу». В государственных школах такое не редкость.
Сергей Менделевич, директор государственного центра образования:
– Как быть с детьми, которые не хотят играть по общим правилам, не хотят учить все предметы? В государственной школе они не будут вылезать из двоек. Их истерзают вызовами родителей. Негосударственная школа устанавливает правила, приемлемые для таких детей.
Елена Карпова, преподаватель государственной школы:
– Считаю, что у каждой школы, как частной, так и государственной, есть свое «лицо», своя атмосфера. В середине 90-х у меня был критерий: если идешь по школьному коридору и чувствуешь запах туалета – значит, дети будут безалаберные, а администрация надменная и некомпетентная. Сейчас многие государственные школьные здания привели в относительный порядок, и все уже не столь очевидно. Однако правило работает. Если на уровне школьной верхушки все четко организовано, если педагоги работают годами, а не забегают на полчетверти, то и дети будут другие и уровень знаний приличный. Если нет, то все наоборот. Каждую школу делают люди, и частную, и государственную. При выборе школы для ребенка я рассматривала бы варианты не с точки зрения «частное – государственное», а оценивала бы «лицо» школы. Чем оно интеллигентнее, тем лучше.
Похожие статьи
Комментарии:
Download SocComments v1.3