Недетские вопросы на детские темы
Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.
Замечательный педагог Антон Семенович Макаренко сказал однажды: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми». Действительно, от детей зависит будущее, и не только наше – страны в целом. О ближайшем будущем пекутся политики. Поэтому по их отношению к «детскому вопросу» можно многое сказать об их гражданской позиции. Да и не только о ней. Вопросы журнал задавал максимально неформальные, чтобы не получить в ответ блок стандартных программных заявлений. Вот они:
1. Ваш шестилетний сын спросил, что такое политика. Ваш ответ?
2. В школе вашего сына ввели предмет «Основы православной культуры». Что вы посоветуете его друзьям-татарам?
3. Ваш ребенок заявил, что хочет уехать в другую страну, потому что в России отстой. Что вы ответите?
4. Ваша супруга отшлепала закапризничавшего малыша. Правильно ли она поступила?
5. Ваш ребенок не хочет убирать игрушки в комнате. Как вы поступите?
6. Чего вы больше всего опасаетесь, думая о будущем вашего ребенка?
7. В документах Госдепартамента США с февраля прошлого года вместо «мать» и «отец» пишут «родитель № 1» и «родитель № 2». Ваши комментарии?
8. Ваш ребенок сказал, что ему уже 14, и вы не должны вмешиваться в его жизнь. Ваша реакция?
9. Ваше отношение к Тому и Джерри? К Гарри Поттеру?
10. Чтобы сидеть на кассе в супермаркете, достаточно уметь читать и писать. Для людей таких профессий хватит обучения в начальной школе? Согласны?
11. В соседней школе ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. Вы посоветуете такую школу племяннику?
12. Если бы вы могли лично издать закон, касающийся детей, что бы он гласил?
Борис Вишневский
Депутат законодательного собрания, член партии «Яблоко»
1. Моему младшему сыну 8 лет. Если бы он спросил, что такое политика, я бы ему ответил, что это управление страной, городом. Секретов от него нет, он видит, чем я занимаюсь. Видел, как мы боролись с «Охта-центром», слышит, о чем мы говорим дома. Однако слова «политика» мой сын не знает. Я и старшего, 15-летнего сына, не вовлекаю. Они в школе сами определяются, прекрасно самоориентируются, живут в Интернете. Им не надо объяснять, что творится в стране, в городе. Думаю, на митинги детей стоит водить только тогда, когда это заведомо безопасно.
2. Мой старший сын не является приверженцем какой-либо веры. Среди его друзей есть мальчик-азербайджанец или дагестанец. Я бы и сыну, и всем другим детям прекомендовал изучать курс общей религии, но ни в коем случае не предмет, связанный с одной религией. Нет понятий иудейская, православная, буддийская культура. Есть культура национальная, но не религиозная. Есть русская культура, есть еврейская, итальянская, испанская, польская. Она может тесно переплетаться с традициями, обычаями, которые связаны с религией и которую исповедует большая часть страны. Знание о мировых религиях полезно – оно дает представление о многообразии вероисповеданий. Мне нравится выражение, которое я нашел в Интернете: «Бог один, только провайдеры разные».
3. Я буду со старшим сыном очень серьезно обсуждать его возможность уехать в другую страну, если он захочет учиться за границей. В желании не только учиться, но и жить в другой стране не вижу ничего плохого – человек должен жить там, где ему хочется. В этой ситуации я должен думать не о себе, а о ребенке.
4. Я не буду сильно ругать сына, если он нашкодил. И хлопнуть его вполне можно. Думаю, это не большое преступление. Однако наказывать всерьез, конечно, не стану.
5. Мы с супругой не достигли больших успехов в воспитании аккуратности у детей. Не хочет убирать игрушки, ну что же… Это не самая большая беда.
6. Когда родитель не слишком молодой, а мне сильно за 50, хотелось бы очень успеть вырастить маленького сына. Опасения есть не за ребенка, а за страну.
7. На мой взгляд, присваивание маме и папе званий «родитель № 1» и «родитель № 2» – полная глупость. У ребенка должны быть мама и папа. Все остальное – от лукавого. Я не ханжа, но однополые семьи – это печально. И вредно для ребенка. Убежден, в такой семье очень трудно вырастить ребенка с нормальными представлениями о жизни. Мне кажется, детям не очень хорошо в таких семьях. И я еще не знаю, что хуже – жить с одной только мамой или с двумя сразу? Я за полноценную ячейку общества: семья – это мама, папа, ребенок или дети. Еще лучше, если рядом бабушка и дедушка. У ребенка должна быть полноценная защита, и он должен ощущать связь поколений.
8. Порой старший ребенок наши действия и просьбы рассматривает как определенное вмешательство в его жизнь и многому сопротивляется. Но мы понимаем, что он самостоятельная личность. Стараемся на сына не давить, но советуем, что, на наш взгляд, он должен делать и чего не должен. Он не испытывает недостатка ни в чем: может учиться в престижной школе (причем по своей инициативе выбирает гимназию или лицей, сдает туда экзамены), одеваться, как ему нравится, ездить отдыхать. Мы не стесняем его в карманных деньгах, хотя лишних трат у него нет. В принципе он допускает нас до какой-то части своей жизни. Однако что-то остается для нас закрытым пространством.
9. Не только мои дети, но и я сам одно время с удовольствием смотрел мультики про Тома и Джерри. Однако они мне быстро надоели. Точно так же мне надоела наша серия «Ну, погоди!». Что касается Гарри Поттера – у обоих детей это были настольные книги. Это замечательная детская литература, которая воспитывает в детях все нужные качества. Я тоже это все читал и черпал много полезного. У нас даже игра Лего была на эту тему. Мои дети смотрели и русские мультики, особенно художника Сутеева. Специально приоритеты я не формировал. Какая разница, кто делал и писал сказки? Главное, чтобы они были талантливы.
10. Дети в России должны получать полноценное образование. И пусть уж они дальше сами решают, где оно им пригодится. Ограничивать это образование, чтобы какая-то часть молодежи была заранее обречена таскать мешки, сидеть на кассе или ходить по электричкам что-то продавать, неправильно.
11. Абсолютно отрицательно отношусь к раздельным школам. В истории нашей страны это уже было – после войны. Общество устроено так, что в нем существуют мужчины и женщины. И школьный класс должен быть устроен по той же модели. Дети должны уметь жить в коллективе, где есть и мальчики, и девочки. Убежден, в раздельной школе дети вырастут ущербными личностями. Никому бы не посоветовал учиться в такой школе.
12. Я бы лично издал закон, который на ближайшие десять лет запрещал бы любые реформы образования. У нас в сфере образования раз в году или раз в два года затевается очередная переделка. Реформаторский зуд вреден и для детей, и для родителей. Правила приема в первый класс меняются каждый год – куда это годится?
Владимир Дмитриев
Руководитель фракции КПРФ в Санкт-Петербурге
1. Мои сыновья давно выросли – обоим за 20. Про политику я бы рассказывал детям истории в виде сказок – про хороших и плохих. Вот хитрая и кровожадная Баба-яга, а вот мудрый и справедливый Илья Муромец. Так и политики делятся на хороших и плохих.
2. Православная культура – непростая тема. Что мы можем предъявить представителям татарской диаспоры? Татары в Петербурге живут с основания города, может, даже дольше, чем русские. Думаю, в школе в равных долях нужно преподавать не только православие, но и иудаизм, буддизм. В нашей стране долгие годы бок о бок с русскими людьми трудились башкиры, татары, евреи, кавказские народы, и воевали, защищали нашу общую родину, и никто не смотрел на их национальную принадлежность. Я учился в 60-70-е годы в школе в Астрахани. Наш класс поровну делился на татар и русских. И ни одного конфликта на межнациональном уровне не было за 10 лет! Так было во всем обществе. Значит, изначально был правильно поставлен вопрос – вертикалью государственной. Народ был един. Думаю, эксперименты с внедрением в школы основ православной культуры в итоге приведут к конфликтам на межнациональной почве.
3. Я за то, чтобы люди видели другие страны, изучали иные культуры. Сам в качестве инженера-электромеханика пять лет отработал на судах загранплавания. Повидал множество городов, стран, народов. Если бы мой сын сказал, что он, изучив какую-то страну, хочет жить там, я бы очень подробно с ним поговорил. Постарался ему объяснить, что он не просто должен любить свою родину, маму, брата, семью – но и понимать исторические истоки страны, какими традициями она сильна. Нужно объяснять детям все на сравнениях. Про Россию я бы сказал, что изначально славянские племена жили и развивались на основе коллективизма. А вот западная цивилизация пошла по другому пути. В Америке выживает тот, у кого мускулатура сильнее, крепче кулак. Мои дети живут здесь. Как и я, они глубоко патриотичны. Я скажу своим детям: ничего роднее вашей родины у вас нет.
4. Если моя супруга слегка отшлепает малыша, нестрашно. Но я против радикализма. По личности бить нельзя даже словом. Маме и папе нельзя шантажировать ребенка. Например, говорить – выброшу твои игрушки, если ты не уберешь в своей комнате. Тем самым ты закладываешь в нем психологию лузера. Нельзя говорить — ты такой неряха, неумеха, у тебя ничего не получится…
5. Иногда маленький человек делает или не делает что-то из чувства протеста. Надо любую сложную ситуацию попробовать перевести в игру. Можно, конечно, криком добиться, чтобы ребенок выполнил ваше требование. Но чувство протеста в нем останется.
6. Самое страшное для любого родителя – оказаться на похоронах своих детей. Вот этого боюсь. Ну а вообще крах для родителя, когда его выросший ребенок духовно себя теряет, когда перестает верить в себя. Многие здоровые вещи закладываются в детстве, в семье. Мы с женой всегда были с детьми вместе, занимались общими делами, спортом, книгами, путешествовали вместе.
7. Нельзя отменять святые слова «мама» и «папа». В этом попытка размыть основы здорового общества. На Западе нет как такового института бабушек. Там между родными людьми часто возникают чуть ли не официальные отношения. У нас это все теплее и сердечнее. Бабуленька и накормит, и оденет, и обует, и защитит от родителей словом добрым, когда они с упреками к детям подходят.
8. Нормально, когда даже в 7 лет ребенок скажет, что он самостоятельный. Только надо объяснить, что наряду с правами, которые у него уже есть как у личности, у него с каждым годом возрастает ответственность, обязанности. Их будет становиться все больше и больше. Для начала возникнет ответственность перед девушкой, с которой сын встречается. Как правило, молодой человек через это проверяет свою готовность к самостоятельности.
9. Мультики про Тома и Джерри поначалу многим казались очень интересными. Потом начались повторы, и как-то до нас дошло, что наши сказки и мультфильмы не хуже. Я своих детей не ограничивал в просмотрах. Да этой проблемы и не возникало. У них много времени уходило на учебу, на спортивные тренировки.
10. Образование – государственного масштаба проблема. Можно ли с детства определить, кого «изготовить» из ребенка – продавца, дворника или ученого? Мне кажется, система, которая была принята и отшлифована в Советском Союзе значительно лучше, чем та, которую нам сегодня навязывают. Нам давали не узкий сегмент знаний, мы хорошо разбирались во многих вопросах. Я бы не изобретал велосипед и вернулся к прежней системе образования.
11. Думаю, раздельное обучение не нужно. После войны такое уже вводили. Мотив – чтобы не стирались грани между мальчиками и девочками. Но это только осложняло общение между полами. От этого, в конце концов, ушли, никакой пользы не вышло. Зачем идти старыми путями? Они ведь подтвердили свою несостоятельность.
12. Законов достаточно, проблема в их исполнении. У нас только сейчас создается служба, контролирующая права ребенка. Нужно эффективно следить, как законы работают, где идет пробуксовка, и вовремя делать поправки.
Константин Сухенко
Депутат законодательного собрания, член партии ЛДПР
1. Дети у меня взрослые, дочке и сыну уже больше 20. Думаю, что в представлении шестилетнего ребенка политика – то, чем занимаются взрослые люди. И говорить о ней нужно тогда, когда ребенку уже лет 15–16. А до того бесполезно и вредно. Из школы точно должна быть исключена всяческая политическая деятельность. Историю школьники пусть изучают, а политэкономию надо оставить для вуза.
2. Хотя я и верующий человек, но я против введения предмета «Православная культура». Титаническим трудом многих поколений недаром отделяли государство от церкви, а школу от религии. А теперь это движение вспять – небезобидное, неоднозначное по отдаленным последствиям. Проникновение в нашу многонациональную школу религии грозит обернуться межконфессиональным, межнациональным напряжением. Если бы вводилось изучение православия, я бы принципиально поставил вопрос, чтобы все желающие могли изучать и ислам, и все, что дальше есть по списку, – и католицизм, и протестантизм. Однако тогда возникнет опасность разбрестись по «своим квартирам». Ребенок будет говорить: «Мы с Олей к православной религии относимся, а Ибрагим – к исламской. Мы – разные».
3. Мне непонятно: что происходит сегодня с русскими людьми? Их никто из страны не гонит, никто не преследует, тем не менее, многие сегодня стремятся уехать. Будто не знают, что никакая власть не будет относиться к эмигрантам лучше, чем своя собственная. Разъезжаясь, «предавая» свою родину, русские сами себя делают нерусскими. Дети русского человека, который уехал в Америку, становятся уже американцами. А внуки – уже сто пудов американцы! Оба моих ребенка закончили университеты, работают здесь – и они никогда не хотели уехать из страны. И я никогда об этом не мечтал. Либо мы строим нашу страну и нас уважают, либо ничего не будет. Уезжают слабые люди. Сильные остаются и борются, наводят порядок у себя на родине.
4. Бить детей нельзя. Ничего я не добился тем, что пытался шлепнуть сына по попе – авторитет возникает не от физических методов воздействия. И потом взрослому, физически более сильному, нельзя пользоваться своим превосходством.
5. Если ребенок не хочет убирать игрушки в комнате, несколько раз уберу сам и попытаюсь убедить его, что лучше поддерживать порядок в комнате. Однако если это его комната – то пусть в своей комнате делает что хочет. Потом уже сына будет воспитывать его жена.
6. Главное, что я хочу для своего ребенка, – чтобы никакие формы насилия его не коснулись. Никогда. Чтобы его не унижали, не били, не уничтожали как личность. Это самое страшное.
7. Я прекрасно понимаю, откуда взялись эти родитель № 1 и родитель № 2. Это все от либеральных подходов, позволяющих родителям быть однополыми. Тогда гипотетически может возникнуть и родитель № 3. Конечно, это отражает жизненные реалии. Общество вынуждено признать однополую любовь, однополые браки и так далее. Я не склонен презирать этих людей – это свобода их совести, воли. Однако для своих внуков я этого совсем бы не хотел. И как можно дольше в России сохранял бы патриархальность семьи.
8. Право человека на невмешательство в его жизнь действительно возникает в возрасте 14 лет. В это время твой сын или дочь перестают быть детьми юридически. Однако для того, чтобы отвергать все формы вмешательства родителей в свою жизнь, подросток должен уже сам зарабатывать себе на жизнь. Может ли он предъявить в свои 14 лет полный список того, что характеризует его самостоятельность? Может ли он сказать: «Вот мой дом, мое дело, моя зарплата, жена и мои собственные дети – я сам себя кормлю, имею паспорт и все права»? Конечно, нет. У ребенка нет этого права – полностью заявить о своей независимости. Поэтому нужно общение, подробные разговоры с ребенком.
9. Мультики о Томе и Джерри слишком жестокие. Смотреть я их детям не запрещал, ведь и сам вырос на «Ну, погоди!». Говорят, жестокость эта не страшна, мол, надо это все в детстве пройти. Не знаю. Мне кажется, что я вырос нормальным человеком не благодаря этим мультикам, а вопреки. Хотя… Сейчас я сам люблю смотреть боевики – они меня успокаивают. Ну а «Гарри Поттер» – хорошая книга. Но фильм, по-моему, лучше книги.
10. Я за качественное образование для всех. Разговоры о том, что у нас слишком много инженеров, презираю и ненавижу. Мы не должны искусственно распределять людей по отрядам с разным уровнем образования. Считаю, общество должно поощрять и подталкивать детей к всеобщему высшему образованию.
11. Иногда я думаю, что раздельное обучение – это хорошо. Помню, как в возрасте 14–15 лет мы приставали к девчонкам. Им наверняка это не нравилось. Так что логика раздельного обучения мне понятна. Моя мама после войны училась в такой школе. С другой стороны, совместное обучение лучше готовит человека к жизни. Стоило бы иметь разные школы и определять туда детей по их желанию. Своему племяннику я бы не посоветовал пойти в школу с раздельным обучением.
12. Думаю, законов, касающихся детей, вполне достаточно. Надо их выполнять.
Алексей Палин
Депутат законодательного собрания, член партии «Справедливая Россия»
1. Моей старшей дочери 12, средней 5 лет и младшей 6 месяцев. Про политику я бы объяснял так: «Представь, дочка, ты идешь в садик, хочешь получить там конфету, а тебе дают кашу – не очень вкусную, но полезную. Так и с политикой – заниматься ею непросто, нудно, но без нее никуда не денешься, жизнь хорошую не наладишь».
2. Надо понять, что именно будут преподавать и кто. Уроки будет вести церковный батюшка, преподаватель воскресной школы или учитель по этике? Мы живем в России, где основная религия – православие, и ребенку необходимо знать, что это такое. Если мы говорим о других национальностях, то и им знать о православной вере невредно. Навязывать курс не стоит, он должен проводиться факультативно и оценки по нему ставить не надо. При этом никто не запрещает ознакомиться с Кораном в школе.
3. Надо понять, куда и зачем ребенок хочет уехать. Если я буду уверен, что за границей ему будет жить лучше, что будет работа, которая устраивает, – почему нет? Хотя я приветствую воспитание патриотизма с самых юных лет. Кстати, в той же Америке патриотизм выражен гораздо сильнее, чем в России. У нас сегодня размыто это понятие.
4. Надо понимать, за что супруга отшлепала малыша. Если истерика произошла на улице, руку поднимать нельзя, даже если ребенок шумит, кричит, валяется на асфальте и бьет ногами – в этот момент он явно не контролирует себя. Пытаться доказать, что ребенок не прав, не получится. Приведя малыша домой, нужно объяснить, что вел он себя нехорошо, да и шлепнуть можно. Дети могут очень по-разному воспринимать наказание: для кого-то это допустимо, для кого-то оскорбительно. Моя старшая дочь слово понимала. Средняя – не очень, и однажды жена нашлепала ее. Урок она запомнила.
5. Самое действенное – придумать игру и вместе убрать игрушки: уложить кукол спать или «поставить в гараж» машины. Можно применить и жесткую форму: «Тебе не нужны игрушки? Я сейчас их выброшу!». Тогда ребенок поймет, что он их потеряет. Я ни разу не реализовывал этот план – дети чувствовали угрозу и игрушки убирали.
6. Связываю жизнь ребенка с жизнью страны. Хочу, чтобы наши социально-экономические показатели все-таки достигли должного уровня. В Советском Союзе будущее детей было более спокойным и надежным, молодые специалисты видели, что нужны стране, нужны обществу. Сегодня социум может быть враждебен. Мы нужны только самым близким людям. Верю, что мы выберемся из тяжелой ситуации, и не без помощи оппозиции. Она дает встряску власти, не позволяя ей забыть, что надо думать не только о себе, но и о народе.
7. Родители под номерами – глупость неимоверная. «Мама и папа» звучит гораздо лучше. Мама – олицетворение добра, ласки, нежности. Папа рядом с мамой, он ей помогает в воспитании детей.
8. В 14 лет ребенок уже чувствует себя самостоятельным. С другой стороны, надо спросить: можешь ты себя обеспечить материально, решать социальные вопросы, жить один? Все ответы будут отрицательными. Моя супруга говорит дочери: «Выйдешь замуж – тогда и командуй». При этом у современных детей гораздо больше свобод и прав, чем у нас в детстве. Моя маленькая дочь может отказаться носить платье, которое выбрали без нее. И мы стараемся совершать покупки вместе с детьми.
9. Старший ребенок любит волшебного мальчика в очках Гарри Поттера. Я тоже смотрел фильм и не раз – сказка хорошая, зрелищная. А книги мои дети не читают. Думаю, это проблема не только моей семьи. Поэтому у нас дома огромная коллекция дисков с мультиками, как русскими, так и зарубежными. Средняя дочь любит смотреть «Тома и Джерри» не больше, чем «Цветик-семицветик» или «Теремок».
10. Я против, чтобы предопределять будущее ребенка, ограничивая его минимальными знаниями в школе. Все должны иметь возможность окончить среднюю школу, и бесплатно. Соглашусь с тем, что сегодня в стране слишком много людей с высшим образованием, которое им не понадобилось. Они получили диплом ради престижа или ради высокооплачиваемой работы, что не оправдалось в жизни. Рабочий-дизельщик получает не меньший заработок, чем менеджер. При этом людей, владеющих рабочими специальностями, не хватает. Скоро совсем некому будет работать на больших производствах. Другая проблема – качество образования в школе. Учителя обеспокоены не передачей знаний, а какими-то нормами, ведением электронных дневников, получением категорий.
11. Я категорически против раздельного обучения. Мальчик должен понимать, что он мальчик и как ему надо вести себя с девочкой, представительницей слабого пола. Учителя должны обращать внимание на стиль и форму поведения между полами. Зачем нам снова возвращаться к институтам благородных девиц?
12. Нужны законы, защищающие права многодетных семей. Чтобы благодаря им люди могли безбоязненно рожать детей, зная, что те получат максимально возможные льготы от государства. Матерям должны платить дифференцированно, в зависимости от количества детей, приличные пособия, – не менее 15 тысяч рублей. И еще я бы законодательно вернул школьную форму, чтобы не подчеркивать социальное расслоение в обществе.
Дмитрий Юрьев
Руководитель исполнительного комитета Санкт-Петербургского отделения партии «Единая Россия»
1. Моя дочка, а ей уже 23, свой первый «политический» вопрос задала в пять лет. Мы отдыхали в Литве. Она спросила, почему флаги вывешены трехцветные. Пришлось объяснять, что такое пакт Молотова–Риббентропа. Это было непросто. Шестилетнему ребенку можно рассказывать о политике, объясняя: подобно тому, как мама и папа отвечают за семью, есть люди, которые отвечают за заботы большой семьи – страны.
2. Никто не вводит «основы православной культуры» для татар – это миф. Речь идет о введении целого блока дисциплин, связанных с этикой и культурой, основанной на религии. Родители могут выбирать из альтернативных вариантов! Программа, разработанная протодьяконом Андреем Кураевым, – не навязывание вероисповедания, а культурологическое, этическое видение православной религии.
3. Дочь закончила филфак Университета. Прекрасно знает испанский и английский, учит французский. Ее патриотизм не носит демонстративного характера, он основан на чувстве привязанности к своей стране, к своему дому, к родителям. И в этом смысле менять место жительства можно – а Родину не поменяешь.
4. Вопрос о физических наказаниях часто очень больной. Моя дочка не получила в жизни ни шлепка. Так уж вышло. Есть семьи, в которых нет насилия, злобы, но есть любовь. Очень важно, чтобы никто никого не принуждал и не унижал. Хотя в каких-то ситуациях без шлепка не обойтись. Иногда ребенок буквально пытается терроризировать родителей. Обычно такая проблема возникает в семьях, где любви недостаточно.
5. Вопрос про игрушки не принципиальный. Главное, чтобы вы умели выстраивать с ребенком честные адекватные отношения. Равные права не означают равных возможностей. Родители имеют совершенно другие возможности и несут другую ответственность. Если ребенок видит, что родителей не шарахает из стороны в сторону – от вседозволенности до самодурства, – тогда с ним можно договориться. Любой ребенок может капризничать. Тогда с ним можно вступать в организованные отношения, без которых воспитание невозможно. Однако если «любовь имеем между собою», все улаживается.
6. Мы живем в обществе, в котором мало любви. В той же политике считаются приемлемыми оскорбительная форма полемики, предельное неуважение к оппонентам. Ненависть и отвращение стали мейнстримом, считаются нормой. В «Доме-2» наезды друг на друга, обличения, обвинения показаны как главная суть человеческих отношений. Такого будущего я боюсь для своей дочки. Нам говорят – у нас должна быть свобода, толерантность, должны быть защищены секс-меньшинства… Только одного права никто не защищает – права называть добро и зло своими именами.
7. Я не склонен к любой фобии. Однако насильственную пропаганду гомосексуализма считаю духовным насилием и преступлением, вырастающим из вроде бы мирной «политкорректности». Сначала вымарывается слово «негр» из антирасистской книжки про Тома Сойера, а потом запрещаются слова «отец» и «мать» в угоду извращенцам.
8. Знаю семьи, в которых человека считают ребенком и в 30, и в 40 лет – так он превращается в престарелого недоросля. Другие к 15-летнему относятся как к равному – и тот умеет соответствовать такому отношению. Конечно, ответственность за своего ребенка нельзя снимать никогда. С другой стороны, ребенок – это область, в которую нельзя вмешиваться. Можно входить туда, куда он вас впустит… В каком-то смысле отношения между человеком и Богом подобны взаимоотношениям детей и родителей.
9. Плохо только то, что огранивает человека, одуряет его, зашоривает сознание. У американских мультиков, которые смотрела моя дочка, было много конкурентов из наших мультфильмов и книг – русских, английских, финских, шведских… «Гарри Поттера» она прочитала и на русском, и на английском. Фанатом не стала – ни «Поттера», ни чего-то другого. Сейчас называет себя фанатом «Доктора Хауса», но думаю, больше в шутку.
10. Бесплатность образования – конституционная норма, ее никто отменять не собирается. Введения платного образования не будет. Действия, которые принимаются сейчас, ничего общего не имеют с платностью образования. Некоторые дополнительные услуги образования нынче и так оплачиваются, только это делается «вчерную». В честных школах эти деньги идут на благо, а где-то просто разворовываются. Этот перекос и надо устранить и обязательно принять меры по защите неимущих.
11. В дореволюционной России было раздельное обучение – и люди к нему привыкли. Мы давно живем в системе смешанного обучения – привыкли и к этому. Образование по своей сути консервативно, и лучше действовать в привычных рамках, чем что-то ломать и строить заново.
12. В англосаксонской традиции главенствует правление права (Role of Law), а у нас в основе всего лежала «русская правда». Наша цивилизация по происхождению православная, и для нас важнее то, что благодать довлеет над законом. Я бы хотел, чтобы родителям была дарована благодать любить своих детей, а детям – своих родителей. Закон любви – единственный, который может решить все проблемы отношений между детьми и родителями, но этот закон «издан» уже 2000 лет назад.
Похожие статьи
Комментарии:
Download SocComments v1.3