СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

История игрушек: эволюция развлечений



Не всегда ребенок был окружен таким изобилием доступных игрушек, как сейчас. Бывали времена, когда они считались порождением праздности. В другую эпоху на игрушки можно было только смотреть, такими роскошными они могли быть.

 width=

Самые старые игрушки извлекают из захоронений археологи. Древний человек не видел особой разницы между взрослым и ребенком. Взрослые и дети ели одну еду, носили одинаковую одежду. Многие игрушки: погремушки, свистульки, волчок, лошадки, обруч, бильбоке, которыми забавлялись большие и маленькие жители древних Персии, Египта, Греции, дожили до наших дней, почти не изменившись. Куклы древних египтян имели подвижные руки и ноги, их головы украшали парики из деревянных или нитяных бус. Но эти куклы служили не детскими игрушками, а погребальными дарами, участниками сложных ритуалов. Были известны в Египте и механические игрушки: вырезанные из дерева тигр или крокодил открывали пасть, а кухонный раб месил тесто. Спустя столетия этот же принцип используют русские мастера: медведи-кузнецы, куры, клюющие зерно. В античном мире были популярны фигурки животных из дерева, воска и глины. Греческие дети очень любили троянского коня, внутри которого скрывались воины. Самых дорогих кукол делали из слоновой кости. Можно найти изображения мальчиков, играющих с йо-йо на вазах и блюдах, тележки с длинными ручками, на которых катали малышей, глиняные и бронзовые погремушки. Множество разных игрушек найдено в Помпеях. Римским детям были хорошо известны качели, они играли в бабки, кости, орехи. О средневековых игрушках нам почти ничего не известно. Мы можем только догадываться, во что играли дети в это время, ориентируясь на данные более позднего времени. На картине Питера Брейгеля Старшего «Детские забавы» мальчики гоняют обруч, вертят волчок, скачут на палке с лошадиной головой, катают шары. Надо полагать, что простонародная традиция за несколько столетий почти не изменилась. Простенькие игрушки по-прежнему делались из дерева, обожженной глины, воска, металла. Такими же игрушками играли дети бедных сословий и в XVIII, и в XIX веке. Взрослые и сами не гнушались этими развлечениями: игра и игрушка не считалась чисто детскими атрибутами, потехе посвящали свои часы и большие, и маленькие. Взрослые с охотой играли в кегли и шары, пускали змеев, играли в салки и жмурки, забавлялись свистульками. Ветряные мельнички на палочках, свистульки и прочие пустяковые потешки можно было легко сделать самому или купить за грошик. Хотя игрушки на продажу в Западной Европе стали производить с конца XVI века, это производство не скоро стало самостоятельной отраслью. Их в небольших количествах изготовляли ремесленники вместе с предметами домашнего обихода.

Просвещенные сословия относились к детским забавам более сурово. Об игрушках среднего и высшего класса в XVI–XVII веках известно только то, что их почти не было. Мы не увидим в руках детей на портретах этого времени ни мячиков, ни кукол, только предметы из «взрослой» жизни. Девочки нарисованы с веерами, цветами и фруктами, мальчики — с тростями и перчатками. Даже младенцы, наряженные в платье, копирующее родительский наряд, сидят или стоят неподвижно, торжественно, угрюмо, с достоинством взрослых, являя собой рекламу семейного богатства и благородства. На этих портретах мы не увидим не только игрушек, но вообще никаких примет детства — ни колыбелей, ни ходунков, которые обязательно были в каждом доме. Можно подумать, что детство в это время не существовало или «не считалось». Дети были всего лишь «недоделанными» взрослыми, которым надо было помочь поскорее покончить с опасным, полным травм и болезней младенчеством. Развлечения разного рода, на пуританский взгляд, как взрослых, так и детей подталкивали к праздности и мечтательности, вредной игре воображения. Право иметь игрушки, кажется, было оставлено только за младенцами: новорожденному полагалась погремушка — не игрушка, а инструмент безопасности, гладко отполированный кусочек коралла на металлической ручке, к которому прикреплялись бубенчики. Верили, что коралл защищает от болезней, боли, зла и даже смерти; ему приписывали способность останавливать кровотечение; он же считался незаменимым при прорезывании зубов, поэтому гладкие зубные кольца также делали из коралла. В это время лишь изредка появляются дорогие игрушки, специально сделанные взрослыми для взрослых. Деревянные куклы, одетые подобно взрослым леди, и кукольные домики со всей утварью, а также сложные заводные вещицы, вошедшие в моду с развитием механики, не предназначались для игры: их коллекционировали, как прочие диковинки, и выставляли в витринах. Дети могли только смотреть на них. Но не стоит думать, что дети чувствовали себя обделенными, не имея привычных нам детских раз¬влечений. Любящие родители, заботившиеся о том, чтобы поскорее вырастить достойных членов общества, вручали своим чадам вместо игрушек образцы будущего хозяйства. Ребенок лет шести-семи, способный выполнять несложную работу, получал в подарок настоящие вещи: теленка или ягненка, белье, посуду, которые рано формировали у детей гордость и достоинство, довольство своим имуществом. Удовлетворенность от реальности была, безусловно, больше удовлетворенности от фантазии. Так, в нашем полном игрушек мире американский мальчишка гораздо больше гордится старым-престарым, раздолбанным, но настоящим автомобилем, чем самой прекрасной коллекционной моделькой величиной со спичечный коробок.

К середине XVIII века под влиянием идей Локка и Руссо в ребенке стали видеть не уменьшенную копию взрослого, но объект воспитания. Детство стало трактоваться как период развития природных склонностей и образования в духе идей Просвещения. Ребенок получил больше свободы для подготовки к взрослой жизни, но игрушкам не повезло и тут: согласно учению Дж. Локка, игрушки для воспитания не полезны, ибо они отвлекают дитя от труда и внушают возмож¬ность вредной праздности. На портретах того времени дети изображены в непринужденных, свободных позах, часто на лоне природы, с домашними животными или миниатюрными копиями орудий труда — знак получения полезных навыков. «Естественного» ребенка спустя сто лет сменило «невинное дитя» — викторианская идея счастливого и безмятежного детства, которое должно подготовить каждого человека к четко определенной социальной роли. Игрушки для мальчиков и девочек стали разделяться в соответствии с назначением: у первых они должны были воспитывать мужество, лидерские качества, силу и ловкость, у вторых — женственность, склонность к кокетству и материнству. Общими для детей обоего пола оставались лишь некоторые игрушки: детские погремушки и зубные кольца, обручи, бадминтон, сачки для бабочек, «ноевы ковчеги», настольные игры, животные на колесиках. Социальных занятий у мужчин XIX века было в жизни гораздо больше, чем у женщин, поэтому игрушек для мальчиков производилось значительно больше, чем для девочек. На картинах и фотографиях, гравюрах, в жанровых сценах мальчики показаны в окружении разнообразнейших предметов. Это прежде всего военные игрушки: сабли, барабаны, военные костюмы, пушки, солдатики. Для игр на улице использовались лошади (игрушечные и живые), повозки, тачки, а также мячи, обручи, воланы и ракетки. Все эти предметы были крупными и прочными — из дерева, кожи, металла, способными вынести групповые игры и грубое обращение. В рекламных текстах указывалось, что подобные игрушки вырабатывают черты мужского характера: храбрость, лидерство, способность к сотрудничеству, конкурентоспособность. Девочки на портретах реже изображались с игрушками, и их ассортимент гораздо беднее. Чаще всего это куклы и аксессуары кукольной жизни: мебель, посуда, наборы для рукоделия. Все это маленькие, хрупкие вещицы — из воска, папье-маше, бумаги, фарфора. Такие игрушки предполагали комнатную игру в одиночку. Дорогие куклы из магазинов выставлялись на полках, и дети ходили друг к другу в гости, чтобы ими полюбоваться. Рассказы в детских журналах поощряли девочек беречь этих красавиц и их «приданое». Поэтому девочки даже из состоятельных сословий предпочитали играть самодельными тряпичными или бумажными куклами.
Все эти вещи поощряли к определенному кругу занятий — нянчить младенцев, вышивать, модно одеваться, сервировать чай. Общественная мораль с подозрением относилась к игре для удовольствия. Игрушки не часто упоминаются в детских журналах, повестях и рассказах. Хорошие дети радуются работе в саду, помощи в уходе за младенцами, играм с домашними животными, прогулкам на природе. Мальчикам предлагались «мужественные» игры, девочкам — полезные занятия. Однако для многих девочек кукла не являлась любимой игрушкой. Кукольный домик с гордостью показывали гостям, а играть предпочитали с обручем, скакалкой, мячом или луком со стрелами. Мальчики нередко любили кукол не меньше, чем девочки, и, хотя каталоги и журналы писали о куклах мужского пола, чаще это все-таки были «дамы».

В начале прошлого века в продаже появляются мягкие игрушки, и среди них самая любимая — плюшевый мишка, навсегда завоевавший детские — и не только детские! — сердца. В течение всего ХХ века царство игрушек постепенно разрослось, появились совершенно новые типы детских развлечений, но мы по-прежнему любим нехитрые забавы наших прабабушек.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5