Став родителями, мы хотим, чтобы наши дети чувствовали себя в безопасности. Однако детские страхи — вполне закономерное явление. Бояться каких-то вещей, нередко — фантастических, дети обычно начинают лет с трех — в этот период чувство страха уже может переживаться как ощущение, обособленное от других. Ребенок начинает бояться страшных сказочных персонажей, пугается резких перемен (выключение света, поход в новое место, незнакомые люди). К пяти-шести годам формируется страх смерти, чувство конечности жизни. В младшем школьном возрасте наиболее яркое опасение связано с боязнью потерять родителей. И у каждого человека наваждения приобретают уникальную форму. В выключенных лампочках начинают жить шушршики, которые кусаются по ночам. Заоконные монстрики только и ждут момента, чтобы проникнуть в спальню. Под кроватью сидит бабай и ждёт момента, чтобы схватить за ногу. Иррационально — да, но ощущения эти вполне реалистичны, и, вне зависимости от формы, за ними стоит страх смерти, своей или близких.
Однажды может наступить такой момент, когда ребенок станет бояться по разным поводам. Как тут поступать? Ответ кроется в детской субкультуре. Присказки, припевы, дразнилки, прибаутки и непосредственно страшилки, которыми богат детский фольклор, — роскошный запас для проработки всего, чего ребенок может бояться или просто опасаться. Прожить свой страх, побояться от души, даже немного покричать от ужаса — в безопасной атмосфере — это и есть главное предназначение любых страшилок. Стихотворная, а иногда шуточная форма позволяет сделать предмет страха конкретным, наглядным, понятным, а то и превратить образ, вызывающий боязнь, во что-то смешное, а значит, не такое уж и пугающее. В то, чего можно немножко бояться, но не прятаться при этом со слезами ужаса под одеялом. В то, что понятно, уже не так страшно, ведь боимся мы чаще всего чего-то туманного, неясного. Эта размытость позволяет богатой детской фантазии внести в образ дополнительную «ужасность».
Первая задача взрослых заключается в том, чтобы выяснить, какую форму приобрел страх у ребенка, чего он боится: зеленых ли человечков, которые могут его забрать от родителей, ужасное зубастое чудовище из-под кровати или что-то еще. Так как страхи во многом кроются в детском подсознании, прямые или наводящие вопросы тут не всегда сработают. Намного лучше использовать творческую форму, понятную деткам: вечерние страшилки проигрывать, ставить сценки, кукольные спектакли, просить нарисовать или придумать свою собственную «пугалку», чтобы рассказать ее аудитории в лице заинтересованных родителей. Проживание своих страхов от третьего лица — отличный способ понизить яркость пугающего эффекта. Периодические вечерние представления такого рода — парадоксальная возможность побояться вместе с малышом сейчас, чтобы не бояться дальше.
Еще одна задача, стоящая перед родителями, — сделать страхи своих подопечных управляемыми, контролируемыми. И это можно осуществить, вводя в семье традицию вечерних страшилок или, вернее, антистрашилок. Раз в неделю, в месяц или в полгода — частота встреч может колебаться. Устраивать такие мероприятия слишком часто не следует, иначе можно добиться обратного эффекта.
Родителям понадобится прежде всего творческий подход, но удобно будет следовать нескольким правилам:
1. Семейный сбор. Важный принцип — «бояться не страшно, когда мы вместе». Разделить свой страх между всеми членами семьи — одна из возможностей совместных посиделок с вечерними историями, наряду с созданием атмосферы безопасности и оказанием поддержки. Важно, чтобы рассказчиком выступал ребенок. Другая возможная форма — каждый рассказывает какой-то фрагмент, сочиняя общую историю.
2. Аутентичность. В детских фольклорных страшилках главными героями зачастую выступают сами дети, которые по воле случая сталкиваются с тем или иным «предметом-вредителем» или необычным существом. Это может быть монстр, реальное или несуществующее животное, гроб на колесиках, пятно, занавески, инструмент, телевизор, телефон, автобус… Главный герой истории, как правило, несколько раз получает предупреждение о том, что ему грозит опасность, однако не может либо не хочет избавиться от нее. Если рассказчиком выступает папа или мама, важно «опредмечивать» страх, делать его конкретным, понятным и преодолимым, чтобы ребенок видел путь избавления от угрозы.
3. Хороший конец. И конечно, важно, чтобы у страшилки был все-таки позитивный конец: включается «предмет-спаситель», появляется персонаж (или даже просто мама и папа), который показывает, как пережить эту историю, справиться со своим страхом, преодолеть угрозу. История может иметь и альтернативные концовки, строящиеся по классическому сказочному сюжету: если герой проигнорировал предупреждения, то концовка может быть невеселой, если же воспользовался ими, обратился за помощью, то одержал победу.
Помните, ваша задача — поддержать ребёнка, побыть с ним рядом и показать, что даже в самые непростые и пугающие моменты у него всегда есть к кому обратиться и с любой страшилкой ему справиться под силу!
Иллюстрации: Анастасия Несмелова
Фото: Кларисса Ширман, pinterest
Каждый, кто знает, – поймет. одно дело становиться папой, когда тебе чуть за двадцать. другое, когда тебе пятьдесят.
комментарии