8 советов, как сочинить сказку

Евгения Невидимова

педагог детского центра «Добрик»
01.12.2016
3071
   

Почитать на ночь «Красную шапочку» – дело немудрёное. Придумать сказку самому – вот настоящий вызов для папы! Даём инструкцию, как стать Шарлем Перро для своих детей

 

1. Настройтесь

Чтобы что-то придумать, нужно свободное место в голове. Для этого следует переделать все дела или хотя бы забыть о них на время. Отключиться от бытовой суеты и погрузиться в волшебный мир. Особенно хорошо сочинять на отдыхе или, наоборот, в экстремальной ситуации, когда дети уже час как не ложатся спать, капризничают или откровенно скучают.

2. Определитесь с количеством слушателей

Если вы рассказываете сказку двум или более детям, то история о группе персонажей может заинтересовать их больше, чем об одном герое. Герои в сказке – это ваши помощники. Они объясняют на своём опыте, что, как и зачем делать. Слушатели увидят в них себя, потому что они такие же разные – всем ведь известно, что одинаковых детей не бывает, даже если это близнецы.

3. Вообразите героя

Фантазия или реальность? Герои сказок не обязательно должны летать на Луну или иметь волшебную палочку. Если они будут мальчиками и девочками из соседнего двора, интерес ребёнка только возрастёт – эта реальность ему понятна, он в ней всё знает. Таких героев можно встретить в жизни, подружиться с ними и стать участником их приключений. Простая история, придуманная мамой или папой, может стать лучшей сказкой в жизни ребёнка, а герой – лучшим другом, тем, на кого хочется быть похожим.

4. Укажите на его особенность

Сначала описывайте внешние отличия и факты: Майя всегда ходит в жёлтом платье, у Толика есть старшая сестра, Антон во всём видит только хорошее, а Юля заменила младшим братьям и сёстрам мать.

5. Расскажите о характере персонажа

Речь идёт о нравственных качествах. Какой он, ваш герой – дружелюбный, ответственный, честный или, наоборот, ленивый и жадный. Это даст возможность дополнить сюжет и рассказать ребёнку о каждом из этих качеств. Тогда он будет воспринимать окружающих людей не только с точки зрения того, что видит, но и научится видеть то, что скрыто от глаз.

6. Опишите, что он любит делать

Рассказ об этом может занять треть, а то и половину истории. Может быть, вашему персонажу нравится запускать самолётики и представлять, что это он парит в небе. Или строить самую высокую башню в мире из всего, что есть под рукой. Или находить на улице загадочные вещи и хранить их в потёртой жестяной коробке из-под печенья. В этом месте истории у ребёнка и у рассказчика рождается любовь к персонажу. Они видят его со всех сторон – внешне, внутренне и в действии. И тогда герой становится личностью со своими чувствами и мыслями.

7. Придумайте варианты развития событий

Теперь вам самому будет интересно узнать, как у вашего героя идут дела, чем он занимался сегодня, о чем думал и где был. Отвечая на эти вопросы, вы создадите множество историй. Можете делать это вместе с ребёнком и получать радость от совместного творчества.

8. Подведите итог

К концу истории вы сами почувствуете, что нужно прийти к какому-то выводу, понять, чему научился герой. Он узнал то, что уже не забудет, получил новый опыт, стал лучше. Вымышленный ребёнок может сталкиваться с теми же трудностями, что и настоящий, и это будет помогать вам вместе размышлять и искать выход. С помощью таких сказок и персонажей можно озвучить какую-то проблему, преодолеть сложную ситуацию в семье, укрепить узы дружбы и приятия.

 

Иллюстрации Виктория Самсонова

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи: сказка сказочный номер инструкция

комментарии