Как сделана «Гора самоцветов»

Вадим Чернов

шеф-редактор "Папиного" журнала
01.12.2016
1407
   

Уже больше десяти лет студия «Пилот» выпускает невероятный анимационный проект по фольклору народов России. Сергей Меринов, режиссёр студии «Пилот» и всех пластилиновых заставок цикла, рассказал, как устроен первый и единственный в мире сериал по сказкам.

 

Про «Гору самоцветов» говорят, что это сложнейший проект в истории российской анимации. В чём его сложность?

Конечно, в грандиозном масштабе. На сегодняшний день вышло уже 64 сказки. Но в России живёт больше ста народов и мы собираемся выпустить мультфильмы по сказкам каждого из них. А учитывая, что некоторым мы сняли по 3-4 фильма, то в перспективе ещё сказок 50 точно. Также сложность и необычность проекта состоит в том, что каждый фильм делается разными режиссёрами. То есть нужно, чтобы авторская техника была адекватна тому народу, о котором идёт рассказ, и было видно, что эта сказка – нанайская, а эта – вологодская.

Как выбираются сказки, по которым будут сняты фильмы?

Когда в начале 2000-х основатель и бессменный художественный руководитель студии «Пилот» Александр Татарский придумал этот проект, его идея состояла в том, чтобы экранизировать свою любимую детскую книгу – это был сборник сказок народов СССР, который так и назывался «Гора самоцветов». Первые истории мы брали оттуда. Но со временем поняли, что к проекту надо подходить более серьёзно и научно. Тогда был собран худсовет, куда, кроме Татарского, вошли Эдуард Назаров, Георгий Заколодяжный, Валентин Телегин и я. Плюс – нас ещё консультировал Институт этнографии. Тогда мы составили список сказок, которым пользуемся и до сих пор. А потом, когда проект стал расширяться, некоторые режиссёры сами предлагали – вот у нас нет ещё удмуртской сказки, давайте её снимем.

А от самих народов вам поступали такие просьбы?

До сих пор поступают. Нам очень активно пишут из регионов и предлагают обратить внимание на их фольклор.

Цель проекта – охватить все народы России?

Вообще, это было бы логично, нехорошо кого-то обижать. Причём, речь идёт не только о народах, имеющих свои территориальные образования, но и о тех, которые просто живут в нашей стране. В цикле, например, есть корейская сказка, потому что в России немало корейцев, при этом никакой Корейской автономной области нет.

Есть ли в мировой анимации примеры подобных проектов?

Ничего столь же масштабного я не видел, наш проект – первый и пока что единственный в своём роде. Был один английский мультсериал, но он снят не по фольклору, а по произведениям классической литературы. Хотя определённую моду «Гора самоцветов» вызвала. Я знаю, что Китай хочет сейчас что-то подобное снимать. В Белоруссии был похожий проект, только не по сказкам, а по гербам.

Вы показывали «Гору» на международных фестивалях. Как воспринимают за рубежом фольклор народов России?

Когда проект только вышел, он произвёл фурор везде, и на фестивали его брали очень хорошо. Он был интересен и отдельными фильмами, и целиком, объездил весь мир, побывал на самых крупных смотрах, вплоть до Берлина и Анси, и взял массу призов, перечислять их я могу сутки, наверное.

Как принимается решение, в каком жанре анимации экранизировать ту или иную сказку?

Предложение идёт от режиссёра. А худсовет решает, годится нам это или нет. Но поскольку мы сами знаем, кого приглашать, а кого нет, то примерно представляем, в какой технике будет фильм. Допустим, мы видим, что кто-то делает очень интересную вышитую анимацию. Возникает предложение: а давайте позовём этого режиссёра, у карелов как раз есть похожий промысел, и эта техника очень хорошо может сработать.

Какие фильмы цикла являются лидерами просмотров?

Зрители больше всего любят смешные фильмы либо наиболее понятные детям, как правило, в жанре рисованной анимации. Безусловный лидер, причём с громадным отрывом – он один имеет едва ли не столько же просмотров, сколько весь остальной цикл, – это «Колобок» Марины Карповой. Причём, с ним получилось интересно. Сначала я выложил его не на официальном канале «Горы самоцветов», а у себя, чтобы просто показать друзьям. Выяснилось, что в ютьюбе родители чаще всего ищут «Колобка». У нас всё-таки культурный проект, авторский, и стилистика изображения порой требует некоторой подготовки от зрителя. А тут очень простая, доступная, при этом классная, красивая история, сделанная в стиле ожившей книжной графики. И безо всякой раскрутки, по сарафанному радио этот мультфильм разлетелся по сети, сейчас у него уже больше 50 миллионов просмотров.

Но бывают и неожиданные вещи, когда в лидеры наоборот выбивается что-то очень необычное. Например, мой мультфильм «Петушок и кошечка» по эрзянской сказке, один из самых экспериментальных в цикле, с пятью разными техниками анимации – и флэш, и пластилиновой, и из конфет – вдруг очень хорошо пошёл. Звукоряд к нему сделал битбоксер Борис Голик: вся музыка, шумы и звуки – это его голос.

А у вас есть любимые мультфильмы?

Есть, и у зрителя они тоже популярны. «Колобка» и «Жихарку» я считаю абсолютными шедеврами. Уверен, они останутся надолго и станут классикой российской анимации. «Шейдулла-лентяй» Рима Шарафутдинова по даргинской сказке мне очень нравится, это чисто «пилотовское» кино, хотя сам он не из «Пилота». Ещё я люблю мультфильм «Кот и лиса» Константина Бронзита, он очень элегантно сделан.

Для «Горы» снимают знаменитые мультипликаторы, такие как Михаил Алдашин или тот же Бронзит. А у молодых режиссёров есть шанс попасть в проект?

Конечно. Некоторые из них в процессе работы над циклом стали настоящими звёздами. У Натальи Березовой был очень хороший дебютный фильм про поросёнка «Моя жизнь», а потом она сняла целых пять работ на «Горе самоцветов», которые её прославили: «Непослушный медвежонок» по якутской сказке, «Гордый мыш» по осетинской, «Про барана и козла» по карельской сказке в пересказе писателя Юрия Коваля. Елена Чернова, снявшая «Умную дочку», «Солдатскую песню» по русским сказкам, на нашем проекте превратилась в мощного режиссёра и стала мэтром российской анимации. Я ведь тоже, когда начинал работать на проекте, имел за плечами только дебютный фильм. Сейчас у нас в планах запуск молодёжной «Горы самоцветов», куда мы хотим позвать лучших вгиковских выпускников.

Сколько людей и времени нужно, чтобы снять один мультфильм?

Раньше в год запускалось 10-16 фильмов, сейчас не больше трёх. В среднем в творческой группе трудятся от 10 до 20 человек. И они работают над 11,5-минутным мультфильмом около года. Одновременно группой из 2-3 человек делается 1,5-минутная пластилиновая заставка к фильму.

А как, кстати, её придумали?

Все фильмы очень разные, и для того, чтобы был объединяющий момент, было решено делать пластилиновую заставку в начале каждого мультфильма, которая рассказывала бы о том народе, чья сказка будет на экране. Я режиссёр этих заставок, снял их уже более 60, плюс ещё пять фильмов. Так что вся моя режиссёрская карьера прошла на «Горе самоцветов».

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101

комментарии