«Мусе очень понравился Дзюба»

Даниил Ширяев

журналист
13.04.2016
307
   

Фёдор Погорелов, ведущий на станции «Зенит» и руководитель интернет-радио «Фонтанка.Офис» – о детях и футболе.

Поздравляю с рождением дочки Ляли! Как ты готовился к её появлению? Всё-таки у тебя это уже третий ребёнок.

Я, конечно, готовился. Практически совсем не пил. Я же прекрасно знаю о сроках регенерации спермы, и раз уж мы, так сказать, «зашли с бубей», могу сказать честно: это первый мой запланированный ребенок. Дочка рождалась с приключениями, при родах были некоторые сложности, пришлось делать контрольное УЗИ мозга, но, к счастью, сейчас всё хорошо."

Твоей старшей дочери четыре года. Как она отреагировала на появление Ляли?

Муся в полном восторге. Она вместе с женой была беременна все 9 месяцев. Запихивала себе под кофту всё, что запихивалось, и рожала по пять мягких игрушек в день, чем иногда смущала родственников на семейных праздниках. В общем, рождение Ляли для неё было событием ожидаемым. С ролью старшей сестры она справляется блестяще: таскает подгузники, простынки, тщательно моет палец перед тем, как дать его пососать младшей. К счастью, предпосылок к ревности, которая иногда возникает у старших детей по отношению к новорожденным, пока нет никаких.

Расскажи о старшем брате Муси и Ляли.

Ивану уже двенадцать с половиной. Он живет со своей мамой, то есть с моей первой женой. Он очень ответственный старший брат, прекрасно относится к сёстрам. Ваня появился на свет, когда мне был двадцать один год. Скажу банальность, но молодой папа – это глупый папа. Как я сейчас понимаю, никто в этом возрасте не готов создать семью. Когда я расходился со своей первой женой Машей, сыну было четыре. Мы, конечно, старались его беречь, объясняли ему, что, хоть мы и расходимся, но по-прежнему его очень любим и меньше любить не станем. Когда происходит развод, в первую очередь надо беречь ребенка. И, думаю, мы поступили так, как должны поступать все родители, которые по тем или иным причинам перестают жить вместе. Что касается конкретно меня, то свои функции папы я стараюсь выполнять в полном объеме.

Как часто ты видишь сына?

Ваня живет у нас один день на неделе, а также с субботы на воскресенье. В выходные, как правило, проходят матчи «Зенита», а Иван, как и я, увлечен футболом. Это та тема, которая нас с сыном волнует одинаково. Мы вместе смотрим матчи, вместе ходим на стадион, то есть на выходных у нас почти всегда совместные четыре футбольных часа.

О футболе еще обязательно поговорим, а пока позволь спросить, как складываются отношения между Иваном и Мусей?

Муся, как и Ваня, родилась довольно неожиданно. Мы с моей второй женой Верой собирались поехать в Кению, уже были куплены билеты, и когда выяснилось, что Вера беременна, пришлось от поездки отказаться. Так наша Муся в Африке и не побывала. Что касается Муси и Ивана, то у них прекрасные отношения. Мне кажется, что появление Муси не вызвало в нём глобальной ревности, хотя понятно, что переживания по этому поводу у него все-таки были. Это естественно, ведь я объективно стал проводить с сыном меньше времени, чем раньше. Если говорить об отношениях Ивана с моей второй женой, то процесс их знакомства проходил постепенно. В какой-то момент мы стали вместе проводить отпуск. Ваня ездил с нами в Черногорию, Италию, приезжал к нам на месяц в Америку. У меня в Штатах была стажировка, в течение года я общался с сыном по скайпу, а потом он прилетел ко мне в Лос-Анджелес, и мы неплохо провели месяц на Западном побережье.

Воспитанием Ивана в основном занимается твоя первая жена.

Маша прекрасная мать, она очень любит нашего сына и помогает ему во всём. Кстати, Вера, моя вторая жена, также не остается в стороне. Она старается помогать Ивану с теми школьными уроками, в которых я на протяжении всей жизни демонстрирую полную некомпетентность. Вера блестяще знает математику, и тот месяц, который мы вместе провели в Лос-Анджелесе, они с Иваном готовились к поступлению в академические классы 642-й гимназии. Кстати, это та же самая школа, в которой с 1993 по 1999 год учился и я.

Получается, что детьми все-таки должны заниматься мамы?

Конечно, нет. Это общее дело. В XXI веке неправильно разделять роли в доме. У нас заведено так, что и мама, и папа занимаются всеми делами одинаково. Нет такого, чтобы делить занятия на чисто женские или чисто мужские. Я мою посуду, стираю, развешиваю белье – никаких проблем. В постнуклеарной семье гендерных различий по функционалу быть не должно.

Хороший заголовок для журнала «Наука и жизнь». А теперь давай про футбол. Твой сын болеет за «Зенит»?

Да. Я сознательно воспитывал в нем любовь к футболу. Я понимал, что нужна какая-то общая тема, которая создаст между нами сильную эмоциональную связь. Ваня, правда, поначалу больше зарубался по хоккею, а мне этот вид спорта не близок – я шайбы не вижу и на ледовых аренах испытываю дискомфорт. Лет с семи мне удалось окончательно вытащить сына из хоккейной секты. Сейчас он знает про футбол даже больше моего, и это нормально, это такой дарвинистский момент, когда следующее поколение лучше предыдущего. К тому же, благодаря моей работе в «Зените», у Ивана была уникальная возможность погрузиться в эту тему с головой. Впервые он побывал на стадионе в 2008 году, на матче, в котором «Зенит» со счетом 2:0 победил ныне не существующий клуб «Москва». Долгое время мы с Иваном не пропускали ни одного домашнего матча. Ваня сидел со мной в комментаторской кабине на «Петровском» и записывал в блокнот количество угловых, ставил галочки, помогал мне со статистикой матча.

Дочь тоже на стадион поведете?

Мы уже побывали. Я давно Мусе рассказывал, как классно на стадионе, и вот, наконец, в сентябре мы с ней и с Иваном сходили на «Петровский». Мусе очень понравился Дзюба. Во-первых, фамилия смешная, во-вторых, Дзюба большой, его хорошо видно на поле, ну, и, в-третьих, гол забил. Это был матч «Зенита» против «Амкара». Закончилась игра со счетом 1:1, и мы с Иваном мужественно старались показать Мусе, что не расстроены таким результатом, а она под конец матча пыталась наколдовать нашей команде победу.

Как детям атмосфера на стадионе?

Мы были на семейном секторе, и это отдельная тема для фельетона, потому что рядом с нами сидел дедушка в летаргическом состоянии. Просыпался он только для того, чтобы ревом мамонта прокричать фамилию одного из футболистов, а потом снова погружался в сон. Также рядом с нами сидели три мужика со своими детьми. От них (не от детей), мощно несло «Ягуаром», и ноты «…ля» и «е…» были вплетены в их речь так органично, что попросить их перестать материться не представлялось возможным.

Твоего сына пока не тянет на «вираж», на фанатский сектор?

Нет. Ивану пока интересна сама игра, а не околофутбол. Он зарубается по тактике, и, думаю, понимает, что, во-первых, с фанатского сектора футбол виден значительно хуже, а, во-вторых, у людей, которые поддерживают команду на «вираже», немного другие задачи, чем у тех, кто приходит посмотреть игру. Если представить себе, что в будущем я увижу у Ивана в рюкзаке белые перчатки и капу, которые, как мы знаем, часто используются во время фанатских разборок, я, понятно, начну беспокоиться. Если же он начнет отжиматься и подтягиваться потому, что так будет принято в его «фанатском драмкружке», то я буду только за.

Мусе сейчас четыре года, возраст – огонь.

Муся классная, с ярким характером, со своими взглядами на мир. Мы с женой даже боимся её иногда. В четыре года ребёнок впитывает абсолютно всё и все отражает. Поэтому нужно очень внимательно относиться к собственным словам и поступкам. С Мусей у нас есть строгая договоренность о том, что дома в гостиной мы не пользуемся гаджетами, с книжкой – сиди, пожалуйста. Когда стали происходить скандалы при попытках забрать планшет, было решено регламентировать эту историю. У нас есть дни на «в», то есть вторник и воскресенье, когда Муся может пожевать жвачку, и есть пятница, когда мы с ней играем на планшете в игру, где зомби сражаются против растений. Плюс у нее есть еще полчаса, чтобы поиграть во что-нибудь своё.

Получается, ты строгий папа?

Я добрый папа. Добрый, но гневливый. Какие-то вещи меня могут раздражать, и моя жена справедливо отмечает, что, когда я вступаю с ребёнком в дискуссии, в какой-то момент становится не ясно, кто из нас с Мусей старше. Это мой недостаток. Моя жена намного терпеливее, а я иногда могу совершать педагогические ошибки. Если говорить о наказаниях, то я абсолютный противник любого рода рукоприкладства. Человеческая цивилизация потратила достаточно усилий, чтобы научиться избегать конфликтов и насилия.

Папа Ивана и папа Муси – это два разных папы?

Конечно. Дети разные, разного возраста, и у меня в связи с этим разные обязанности. С Иваном мы учим латынь, английский, изучаем историю города. Зато с Мусей сейчас – это игры, игры и еще раз игры. Мы с Иваном и Мусей вместе проводим довольно много времени. Недавно смотрели мультфильм «Холодное сердце». Мусе он очень нравится, а у Ивана не было выбора. Это шутка, конечно. Мне кажется, что слишком сильно «загружать» старшего ребенка ответственностью за младших не совсем правильно. Ребенок задается вопросом: «Я старше, и что с того? Мои интересы от этого не менее важны».

Знают ли твои дети о том, где ты работаешь?

Муся про маму точно знает, что она работает в цирке. Вера – фандрайзер в «Упсала-цирке». Про меня Муся знает, что я журналист, и я хочу её как-нибудь привести на «Зенит», потому что у мамы Муся постоянно бывает, а на радио пока не побывала. Ваня, конечно, всё знает, взрослый уже парень. Когда мой близкий друг спросил у Ивана, задумывался ли он о том, кем хочет стать, сын напугал меня, сказав, что собирается стать телеведущим, комментатором или телесценаристом.

Почему напугал? Это же приятно, когда сын мечтает последовать по пути отца?

В таком возрасте желание кем-то стать – это еще «копировать»/«вставить», всё ещё сто раз может измениться. Я стараюсь объяснить сыну, что это очень конкурентный рынок, телеведущих и телекомментаторов не может быть много. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы у Вани, в отличие от меня, была универсальная профессия, которая позволит ему реализовать себя в любой точке земного шара. Моя работа лежит в домене русского языка, и это ограничивает мои возможности. В какой именно сфере найдет своё призвание мой сын – это уже другой вопрос. Он сам решит, и влиять на его выбор я не имею права.

О каком будущем для своих детей ты мечтаешь? Какими людьми они должны стать?

Хотелось бы видеть их, прежде всего, счастливыми. Пока у меня будет хватать сил и здоровья, я постараюсь делать для этого всё необходимое. Когда я задумываюсь о будущем дочерей, то не могу себе представить, что когда-нибудь рядом с ними будут жить какие-то мужчины. Давно хочу на этот случай обзавестись ружьем или капканом. Всему своё время, конечно, но я уже переживаю.

Если представить, что твоя младшая дочка Ляля точно понимает все, что ты ей говоришь, о чем бы ты ей сказал в первую очередь?

Я бы сказал Ляле, что мы очень счастливы от того, что она с нами!

Досье: Фёдор Погорелов, экс-директор по связям с общественностью ФК «Зенит» и экс-главред одноименной радиостанции, ведущий авторских программ «Нестандартное положение» и «Футбольное обострение». Комментатор матчей «Зенита», продюсер фильма «Наше имя – Зенит», автор нескольких книг о клубе. Осенью 2015 года запустил новую интернет-радиостанцию «Фонтанка. Офис». Дважды женат. Отец троих детей.

Фото: Даша Чернявская

Андрей Чепакин

Каждый, кто знает, – поймет. одно дело становиться папой, когда тебе чуть за двадцать. другое, когда тебе пятьдесят.

5 18
Основные темы статьи: футбол третий ребенок зенит интервью

комментарии