Зачем детям Маркс и Сократ

Андрей Емельянов

журналист, переводчик, кандидат философских наук
01.11.2016
1342
   

Вам слабо рассказать трёхлетнему ребёнку, в чём смысл «Критики чистого разума» Канта? А вот Жану-Полю Монгену – нет. Автор книжной серии «Платон и К» - о том, с какого возраста начинать изучать философию и как она может сделать наших детей лучше

 

Многие родители уверены: детей в первую очередь нужно учить тому, что не оторвано от жизни и даст возможность зарабатывать деньги. И эти же самые родители потом сетуют, что у подрастающего поколения наблюдается острый недостаток культуры и эрудиции. Это при том, что общеобразовательным предметам – истории, философии, литературе – в школе и в вузе сегодня уделяют всё меньше внимания. Можно ли в таких условиях вырастить грамотного человека с широким кругозором? Французский писатель и философ Жан-Поль Монген, считает, что это вполне реальная задача, и предпринимает конкретные шаги по её решению. Он издаёт серию книг «Платон и К» для детей от трёх лет и старше. Потому что философия для Монгена – не набор абстракций, а практическая дисциплина, призванная научить ребёнка мыслить самостоятельно и помогать ему в решении жизненных проблем.

Как у вас родилась такая идея – писать о философии для детей?

Во Франции выходит немало книг по философии, ориентированных именно на детей. Речь в них идёт о важных мировоззренческих вопросах: что такое свобода? что такое любовь? как мы должны поступать по отношению к другим людям? Обо всём этом можно и нужно говорить с детьми, но такой разговор не обязательно вести с чисто философских позиций – многие этические вопросы можно обсуждать в чистой житейской плоскости, и детям, наверное, так будет даже понятнее. Но так мы вряд ли сможем осознать, как именно рождаются философские вопросы и почему они до сих пор актуальны. Поэтому я решил говорить с детьми по-другому – через историю философии. Это важно – увидеть в философе живого человека. Многие книги по истории философии описывают идеи и концепции в отрыве от личного опыта их создателя – помните, как Хайдеггер начал лекцию об Аристотеле: «Он родился, он работал, он умер». Но ведь на самом деле мы задумываемся о философских вопросах, когда попадаем в конкретные жизненные ситуации и пытаемся осмыслить вполне реальные события. Вот о таком опыте и рассказывают мои книги.

 

Ваши книги посвящены философам, которых и взрослым-то понять непросто: Кант, Витгенштейн, Ханна Арендт. На какой возраст они рассчитаны?

Книги, которые уже изданы на русском, – это 9-10 лет. Но у меня есть книги и для детей 3-4 лет – серия «Маленькие Платоны». Например, «Почему у всех вещей есть имя?» Мы начинаем с простого, казалось бы, вопроса: почему лошадь называется лошадью, а не иначе? А затем продолжаем: а почему лошадь не жираф? Таким образом мы учимся думать, сравнивать, обращать внимание на детали, различать общее и уникальное и попутно знакомимся с Платоном.

 

Философия для трёхлеток – это сильно. В России её начинают изучать лет в 18-20, на втором курсе вуза. А в каком возрасте, по-вашему, следует это делать?

Платон считал, что философию человек начинает понимать ближе к 30 годам. И такая точка зрения небезосновательна: чтобы философствовать, нужен жизненный опыт. Но в то же время в диалоге «Менон» Платон описывает беседу Сократа с мальчиком-рабом, которому 11 лет – и мальчик прекрасно рассуждает на философские темы! Я думаю, что к изучению философии можно приступать с того момента, когда ребёнок начинает говорить. Речь и абстрактное мышление развиваются одновременно, так что в 3-4 года уже можно.

 

Многие родители могут воспринять ваши слова скептически. Как вы убедите их в том, что изучение философии – это не вычурный интеллектуальный эксперимент, а насущная необходимость?

Я прекрасно понимаю, почему родители могут так рассуждать: философия уже давно оторвана от жизни. Умные разговоры в университетской аудитории и практическая жизнь – это по сути две параллельные реальности. Но ведь когда-то всё было по-другому: философы Древней Греции, Китая и Индии были уверены, что их учения – о том, как жить. И они жили так, как учили. Мои книги для детей – это в том числе и попытка устранить разрыв между философией и практической жизнью.

 

А зачем нужно этот разрыв устранять? И самый главный вопрос: какая от всего этого польза детям?

Начну с самого что ни на есть практического примера: в детстве у всех бывают конфликты со сверстниками. И нередко эти конфликты заканчиваются драками. А вот философия учит детей любой спор разрешать словами, а не кулаками. Чтобы говорить о философских вопросах, нужно тщательно обосновывать свою позицию. И дети учатся подбирать слова, находить веские аргументы. А заодно – слушать и понимать собеседника. Поэтому философия способствует взаимопониманию между детьми, да и между детьми и взрослыми тоже.

 

3 факта о Жане-Поле Монгене
1) В Бразилии его книги используют в качестве учебных пособий для школы.
2) Во Франции он проводит много мастер-классов – даже пятилетние дети слушают с интересом и активно отвечают на вопросы. Вы можете найти видеозаписи в Интернете и убедиться.
3) Следующие книги серии «Платон и К» будут посвящены Исааку Ньютону и Эдит Штайн.

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи: интервью философия семейное чтение

комментарии