МОНТЕССОРИ
Автор
Мария Монтессори, итальянка по происхождению, психиатр, психолог, врач-антрополог, педагог-гуманист. Была первой, кто поверил в детей с ограниченными возможностями – именно её воспитанники заняли первые места на Олимпиаде 1900 года, превзойдя в письме, счёте и чтении «нормальных» детей и учеников «обычных» школ.
Смысл
Свобода выбора, который предоставляется в подготовленной среде, соответствующей психологическим потребностям ребёнка, а возможность его осуществить – в рамках специально разработанного дидактического материала. Педагогические принципы: наличие правил, которые следует неукоснительно выполнять, разновозрастность и контроль ошибок. Психологические: отсутствие оценки взрослого, никаких соревновательных мотивов, отсутствие помощи там, где в ней нет необходимости.
Самостоятельность
Свыше 90%. Взрослый предоставляет детям активно взаимодействовать, учиться друг у друга, помогать. Задача педагога – объяснить правила, донести тезисы о свободе личной и свободе других участников процесса. А дальше система будет работать самостоятельно, как отлаженный механизм, прививая ребёнку ответственность и аккуратность.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Автор
Рудольф Штайнер, австрийский учёный, философ, мистик, архитектор, создатель антропософии, доказавший, что нет границ человеческому познанию и развитию. На его счету более 6000 лекций и 20 книг, в которых он доносит идею познания высших миров через духовно-научные методы.
Смысл
Во главе – уважение к личности ребёнка, его развитие в физическом и духовном плане. В вальдорфских школах не выставляют оценок, в конце каждого учебного года учитель-наставник пишет подробный отчёт о воспитанниках. Чтение, счёт, письмо считаются второстепенными предметами и до 2 класса не изучаются. А вот творчество и познание мира через рукоделие, физический труд, духовное развитие и эзотерические навыки приветствуются и активно развиваются на протяжении восьми лет обучения.
Самостоятельность
Около 40 %. Педагоги играют решающую роль в воспитании и обучении, направляя ребёнка. Впрочем, оказавшись на необитаемом острове, именно вальдорфцы смогут быстро адаптироваться к ситуации и построить свою уникальную общину.
ДОМАН
Автор
Гленн Доман, американский военный врач, который доказал, что возможности человеческого мозга огромны. Именно его ученики, у которых диагностировали нарушение мозговой деятельности, опережали «нормальных» детей по всем показателям, заставляя задуматься о системах воспитания и образования не одного родителя.
Смысл
Дать детям неограниченные возможности в жизни. И срок для старта весьма ограничен – обучение следует начинать с рождения до трёх лет. Главный тезис – физическое развитие стимулирует умственное, поэтому Доман рекомендует активные физические упражнения с первых дней жизни. Обучение чтению и счёту происходит благодаря специальным карточкам и рекомендациям по количеству времени занятий.
Самостоятельность
Около нуля, если говорить о самой методике, ведь контроль и ответственность лежат на родителях. Однако, вырастая по системе Домана, ребёнок уже к трём годам может читать, писать, считать, показывает удивительные результаты в спорте и творчестве, поэтому её маленьким последователям смело можно поставить 80% самостоятельности, а к моменту поступления в школу – все 100%.
ЛУПАН
Автор
Сесиль Лупан, французская актриса, с рождением дочерей почувствовала своё призвание в воспитании детей, всестороннем развитии их способностей.
Смысл
Родители – лучшие учителя для своих детей. В основе курса – та же методика Домана, но доработанная и усовершенствованная с точки зрения эмоциональной наполненности и занимательности. И если у Домана строгий контроль осуществляет родитель, то тут процессом рулит ребёнок, а родители гибко подстраиваются, чтобы каждое занятие отличалось новизной, яркими впечатлениями, было бы весёлой познавательной игрой.
Самостоятельность
Около 90%, так как родители не стремятся заполнить ребёнка знаниями, а стараются разжечь огонь из искры, что есть в нём. Поэтому детям дается максимум свободы выбора и действий, чтобы взрослые могли определить и максимально развить их таланты и склонности.
НИКИТИНЫ
Автор
Семья Никитиных – авторы одной из самых спорных и эффективных систем раннего развития. Педагоги-новаторы создавали свою методику, оттачивая шаги и нюансы на собственных семерых детях. Они создали целый спектр дисциплин, которые не работают по отдельности, только вместе.
Смысл
Знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, от простых – к сложным, по мере возрастания. Диапазон задач настолько широк, что начальные ступени вполне по силам трёхлетним детям, а верхняя планка не всегда даётся и взрослым. Для развития логики и мышления используется уникальный дидактический материал. Большое внимание уделяется физическому воспитанию.
Самостоятельность
50% и выше, несмотря на мнение о том, что система Никитиных – это принуждение. Потомки великой четы с большой любовью и теплом отзываются о системе их воспитания. Как говорят сами дети, у родителей было огромное терпение, дающее возможность проявить ребёнку самостоятельность – от одевания до самостоятельного принятия пищи. В результате порог принятия ответственности за свои действия был достигнут ими на 100%, гораздо раньше сверстников. Желая достичь впечатляющего результата, опирайтесь на главные столпы этой методики: терпение, любовь, здоровый образ жизни и занятия как игра.
ТРИЗ
Автор
Генрих Альтшуллер, изобретатель, писатель-фантаст, на протяжении 40 лет создавал и дорабатывал уникальную Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она заключается в том, чтобы рационализировать процесс научного открытия, исключив из него элементы случайности и озарения. В основу положена аналитика, включающая в себя более трёх миллионов действий, в последовательностях которых были выявлены закономерности.
Смысл
Помочь ребёнку найти свой алгоритм действий. Воспитанники отличаются аналитическим складом ума, умением систематизировать информацию, искать нетривиальные пути решения, а также правильно понимать суть любой задачи и видеть главные направления поиска, включая те, которые «обычным» людям кажутся незначительными. По мнению Альтшуллера, творчество и логика неразрывно связаны, а их совместная работа даёт миру если не гениальных, то весьма одарённых людей, склонных к глубоким исследованиям.
Самостоятельность
На начальном этапе практически нулевая, ведь чтобы выстроить свой алгоритм, потребуется время и опытный наставник. Однако как только ребёнок начинает эффективно работать по ТРИЗ, повышается до 75% и выше. А взрослый осуществляет над ним минимальный контроль, чуть направляя, позволяя совершать открытия и самостоятельно развиваться.
Иллюстрации: Елена Тимофеева
Каждый, кто знает, – поймет. одно дело становиться папой, когда тебе чуть за двадцать. другое, когда тебе пятьдесят.
комментарии