«Такая работа у папы – и всё»

Макс Хаген

журналист, музыкант
30.06.2016
3600
   

Евгений Фёдоров, лидер групп Tequilajazzz, Zorge и Optimystica Orchestra – о рок-н-ролльном отцовстве и музыкальном воспитании.

 

У вас дочь и трое сыновей, разница в возрасте между старшим и младшим почти 20 лет. Как думаете, кому из них больше повезло с детством?

В разные эпохи жизнь складывалась по-разному – и в личном, внутреннем пространстве, и в обществе. Даня родился в 1992-м, время было веселое, но довольно голодное. В шесть утра занимаешь очередь на «молочную кухню», приносишь эти баночки домой, через 15 минут они заканчиваются, а на следующий день – все сначала. Хотя обделен он никогда не был. Средние мои дети, Гаврик и Софья, родились в 2002-м и 2005-м, довольно рано эмигрировали из страны и живут в очень тихом, сказочном почти месте на берегу Женевского озера. У них все более чем прекрасно. Мы видимся, часто общаемся в скайпе. Ну, а Яша появился, когда у меня в жизни все уже вроде наладилось. Так что теперь я стал папой с другими возможностями – младшему удается дать больше, в том числе и больше баловать. Старшим детям такого не доставалось, так что мне, наверное, уже пора быть построже.

Вы дали детям библейские имена. 

Абсолютная случайность! Просто красивые имена. И сильные. Поскольку в мире ничего само по себе не происходит, то, видимо, я не отвечал за свои действия и «кто-то» мной руководил.

Помните свои ощущения, когда появился первый ребенок – Даниил? Ты рок-н-ролльщик, жизнь ведешь соответствующую, и тут такая ответственность.

Где-то за полгода до этого прекратил существование «Объект насмешек». Я чувствовал себя выброшенным на обочину – без группы, еще не влившийся во всю «там-тамовскую» историю. Время от времени сбегал из дома, чтобы по-быстрому выпить, так как дома тебе это точно не удастся – там пеленки, стирка и так далее. Тогда же еще памперсов не было! Я занимался выживанием, подрабатывал в нескольких местах. Но мы справлялись. Не могу сказать, что вел себя совсем безответственно, все-таки мне уже не восемнадцать лет было.

Как совмещаются быт и творчество?

Творческие мысли, идеи песен, рифмы могут возникнуть, не когда ты сидишь с инструментом, горит свеча, ты смотришь на закат, а во время стирки или мытья посуды. Самое ненавистное, конечно, это пылесос. Но именно тогда все и происходит. Я давно уже это заметил, так что к таким моментам отношусь даже с некоторым интересом. Прислушиваюсь.

Какой отеческий опыт вы учитывали и старались повторять или, наоборот, не повторять с каждым новым ребенком?

Все равно постоянно наступаешь на одни и те же грабли. Между детьми десятилетние промежутки, и огромное количество вещей исчезает из памяти. Природа так устроила, чтобы неприятности забывались быстро: уже через год ты не помнишь всех этих мучений и недосыпа. Одна из сторон опыта – это то, что ты учишься жить с огромным количеством вещей, с которыми трудно примириться в юности. Кажется, что жизнь идет мимо, твои друзья занимаются чем-то «важным» – рок-н-роллом, танцами, пьянкой, а ты должен сидеть с ребенком. Сначала от этого несколько фрустрируешь. Потом начинаешь привыкать и с вторым-третьим ребенком понимаешь, что главное-то вовсе не там, а тут. Время, проведенное с детьми, дает огромное количество опыта – как эмоционального, так и вербального, когда они начинают говорить. Это огромный толчок в твоем собственном развитии. И возможностей реализовать себя, на самом деле, остается довольно много. Ты успеваешь сделать свои дела – только гораздо быстрее. Этому тоже учишься с годами.

Чему вы обязательно стараетесь научить своих детей, чего избегаете?

Я раньше думал, что буду воспитывать детей в духе абсолютного пацифизма. Не дарить им игрушек-автоматов. Но обнаружил, что не всегда это хорошо. Особенно, если ребенка к этому тянет и он любит играть в солдат и воинов. Яша сейчас ложится спать до зубов вооруженный мечами, щитами и всяким рыцарским оружием. Мы просто перестали с этим бороться – если у человека есть тяга к воинской истории, то пусть пока побудет. Совершенно точно, мы повезем его и старших, если они следующим летом приедут, на какие-нибудь интересные программы по выживанию в дикой природе или в условиях катаклизма – их много сейчас. Куда катится планета, не очень понятно, но вряд ли она летит в хорошую сторону. Лучше воспитывать не совсем уж в урбанистическом ключе – бывать в лесу, кататься за город.

В какой момент ваши дети начинали понимать, что у них не просто папа, который поиграет и накормит кашкой, а известный музыкант?

Кроме старшего, думаю, остальным пока еще все равно, они привыкли, что я с инструментами постоянно. Это обыденность, и ничего экстраординарного в том, что папа где-то там выступает, для них нет. Когда старший, Данька, поступил в институт, оказалось, что одногруппники знают, чем занимается его отец, и даже уважают, несмотря на разницу в возрасте. Но никакого пафоса нет, дома мы из этого пузыря не раздуваем. Такая работа у папы – и всё. Тем более, меня практически не показывают по телевизору. Наверное, те люди, которые попадают в телевизор или находятся на чиновничьих местах, как раз гордятся своим положением и акцентируют это в семье. Поэтому у них и вырастают такие спесивые ребята… золотая молодежь. У нас все иначе. Полный индепендент, который тяжело рассматривать с точки зрения привилегированности.

Детей на концерты своих групп приглашаете?

Они сами приходят. И многие друзья тоже приходят с детьми. Так повелось, что наша музыка проходит по разряду Kids friendly. В ней многое складывается из детских музыкальных впечатлений, пластинок, сказок, когда-то прослушанных, – они прочно укоренились в сознании и во многом являются системой координат. Такое элементарное представление о хорошем и плохом, прекрасном и уродливом – на детсадовском уровне. Мы это отчасти сохранили, так что детям такая позиция близка. Все наши песни – про приключения. Может, это еще срабатывает.

А не задумывались, что их цепляет в самой музыке?

Насколько я вижу по своим детям, в первую очередь цепляет ритм и яркие хуки. Они могут быть даже не музыкальными, но яркими: дикий выкрик, какая-то смешная штука. Как громкая пищалка посреди игрушек. Я помню, что меня в детстве цепляли «страшные люди»: «К нам не подходи, а то зарежем!» И наша «Пиратская песня» – «Йо-хо-хо!» – в принципе, недалеко от этого ушла. Потом уже происходит углубление, но начинается с этого. Первые уроки музыки ведь в игровой форме проходят – похлопали в ладошки, постучали карандашиком.

наша музыка проходит по разряду Kids friendly. В ней многое складывается из детских музыкальных впечатлений, пластинок, сказок, когда-то прослушанных. Все наши песни – про приключения.

У вас и родители тоже не чужды музыке были.

Мама до сих пор преподает музыку, и очень качественно – у нее хорошая статистика дальнейшего поступления детей во всякие учебные заведения по классу фортепиано. Хотя меня музыкой дома не мучили. Более того, когда я в третьем классе сдуру решил бросить музыкальную школу – а пошел я в нее в пять лет абсолютно по своей инициативе, наверное, чтобы в детский сад не ходить, – родители вообще не спорили. Просто дома была музыкальная атмосфера, отец занимался джазом и поп-музыкой, я постоянно видел, как люди играют. Все это было очень весело и не напоминало тяжелый труд, сопровождалось вечеринками – такая, условно говоря, богемная атмосфера. Мысль о том, что надо поднимать технический и теоретический уровень, пришла ко мне гораздо позже, когда я стал взрослым и начал ощущать нехватку навыков и знаний.

Вы свои музыкальные знания детям прививаете?

Мы с детьми специально музыкой не занимаемся. Бабушка, мама моя, постоянно играет на фортепиано, показывает что-то. Но, опять же, в игровой форме: это может быть весело. В гениальном «Детском альбоме» Чайковского ведь тоже очень много от игры. И при этом много от обыденной жизни, но не современного человека, а ребенка середины XIX века – «В церкви», «Утренняя молитва», «Похороны куклы» и так далее. Я и сам люблю, когда мама играет «Детский альбом».

То есть специально инструменты не подкладываете…

Яша все время и так играет с этими штуками. Садится за синтезатор, отбирает у меня наушники и начинает крутить ручки. Я не пытаюсь организовать процесс, начать показывать – где то, где сё. Ему это все пока не очень интересно, главное – чтобы звук был максимально дикий. И на барабанах играть тоже – постучать по тарелкам это же счастье! Он делает то же самое, что я делал в его возрасте: приходил к папе на репетиции и играл на барабанах. У меня даже фотографии есть – мне три года, а я уже с бас-гитарой.

А у Даниила уже группа, даже не первая. Он играет на гитаре – я сделал ему этот подарок, к неудовольствию мамы. Предыдущая его группа называлась Fury Chicks, но они полностью поменяли концепцию, перешли на русский язык и затихли. Сейчас он в основном диджеит, видимо, накапливает силы для следующего проекта. На наших концертах «150 планетарных колец», которые в ноябре прошли в клубах А2 и Yotaspace, он тоже играл между сетами Tequilajazzz, Zorge и Optimystica Orchestra, используя мою музыку – киношную, театральную, выставочную.

Гавриил и Софья посещают консерваторию в Швейцарии, причем там она называется средним учебным заведением – не высшим. Это такая вольная музыкальная школа, где что-то можно пропускать, что-то догонять, в очень ненасильственном режиме музыку преподают. Бывают у них и концерты, я видел много видео, все это очень трогательно.

Я читал, что вы довольно рано потеряли отца. Вы своим детям стараетесь дать то, чего сами когда-то не добрали?

Конечно. Чем старше я становлюсь, тем это отчетливее для меня. Лет мне порядочно, я уже начинаю бояться не дотянуть до преклонного возраста и стараюсь максимальное количество времени проводить с ребенком. Если есть возможность забить на дела ради него, я совершенно спокойно это делаю – потом догоню, а если нет, так и ладно. Есть вещи, которые важнее. Тем более что я уже столько всего настрочил и назаписывал, что, в принципе, можно и перерывы делать, а не выносить на свет божий все подряд. Работа в голове идет все время: ты просто гуляешь с ребенком, разговариваешь с ним – и сочиняешь что-то, зацепляясь за необычную рифму, которую он употребил, или забавный образ, который сам никогда не придет в испорченное взрослое сознание.

Время, проведенное с детьми, дает огромное количество опыта. Это огромный толчок в твоем собственном развитии. возможностей реализовать себя, на самом деле, остается довольно много. Ты успеваешь сделать свои дела – только гораздо быстрее.

А что делать с внешним влиянием? Идут дети в школу – а там целый новый мир, не всегда хороший…

Яша, например, музыкальные занятия в детском саду буквально ненавидит. Дети поют, танцуют в чешках, а он уходит в уголок. Мы даже не пытаемся Яшу вразумить – не хочешь, так не хочешь, и ладно. Но преподаватель нас не одобрила. Тетя заявила – мол, ваш ребенок останется без музыкального воспитания. Мы посмеялись. Не рассказывать же, что он с бабушкой постоянно сидит за фортепиано и сам что-то играет и слушает. У них в группе еще двое таких же: прячутся и не хотят ходить строем. У меня у самого была история. Я в детстве быстро понял – чтобы избежать массового исполнения с этим покачиванием головой, как тогда было модно, надо стать солистом. Я показал способности и распевал «Что тебе снится, крейсер „Аврора“…», стоя перед хором. А хор уже где-то там, сзади, своей деятельностью занимался. И в пионерском лагере ходил горнистом и барабанщиком – тоже был способ избежать стояния в строю.

На ваш взгляд, какие композиции стоит непременно послушать ребенку?

Есть огромное количество гениальных вещей, те же «Бременские музыканты» – мы с Яшей их знаем слово в слово и исполняем вдвоем даже без пластинок. Чуть попозже, в начальной школе, покажу ему «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. На «Временах года» Чайковского я бы акцентировал внимание – это музыка сама по себе прекрасная, и при этом она глубоко в корнях находится – там много из народной песни. В этом смысле я очень ортодоксален  – люблю, когда есть хорошие гармонии и мелодии.

Досье: петербургский музыкант Евгений Фёдоров был участником легендарных групп «Автоматические удовлетворители» и «Объект насмешек». В 1990-х стал широко известен как лидер Tequilajazz, а после – групп Optimystica Orchestra и Zorge. На его счету саундтреки к фильму «Железная пята олигархии», сериалу «Тайны следствия» и мультимедийный проект Mongoloid. Менее известно, что Фёдоров, осенью 2015 года отметивший пятидесятилетие, еще и отец трех сыновей и дочери.

Фото: Тимофей Шарко

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101

комментарии