«Нам такая жизнь в радость»

Вадим Чернов

шеф-редактор "Папиного" журнала
01.09.2016
3121
   

Переехав в деревню Исаково, что в Бежаницком районе Псковской области, Катковы стали идеологами новых переселенцев. Теперь за каждым шагом их семьи с восхищением следят тысячи подписчиков. Глава семьи Пётр Катков рассказал «Папиному журналу» о правилах жизни на земле.

Сколько времени ваша семья живёт в деревне?

Четвёртый год. Но переезжали мы постепенно. Жили и работали в Петербурге, потом купили дом, приезжали сюда как на дачу. И только на третий год перебрались окончательно.

До этого вы были знакомы с сельской жизнью?

Я сам деревенский, вырос в семье фермера, в селе Костычево в Северном Казахстане. У меня было двое сестёр, и родители считали своим долгом дать всем высшее образование. Они были бы не против, чтобы я продолжал семейное дело, но тем не менее настраивали нас на город. В итоге я поехал учиться в вуз, вообще никак не связанный с сельским хозяйством. Окончил Военмех, работал, но вся эта городская жизнь меня совершенно не интересовала. Уже собрался возвращаться к родителям, перенимать опыт. Но тут познакомился с Анной. Мы стали встречаться, потом сыграли свадьбу. И выяснилось, что Анна тоже с детства мечтала о том, чтобы большой семьёй жить на земле. Наши мысли совпали, и мы стали двигаться в одном направлении.

Почему вы выбрали именно Исаково?

На самом деле, случайно. Однажды набрали в поиске «самое экологически чистое место в России», и на первом месте оказалась Псковская область, потому что здесь нет никаких вредных производств. Мы начали поглядывать в эту сторону. В Петербурге мы занимались деятельностью, которая впоследствии нам пригодилась – организовывали мастер-классы, собирали группы участников с помощью социальных сетей. Далеко уезжать не было смысла: у Анны в городе родители, у меня тоже какие-то связи. В общем, решили, что Псковская область – идеальный вариант.

Дом долго искали?

Нашли объявление на Авито, один раз посмотрели и тут же купили, никаких других вариантов не рассматривали. Тогда у нас ещё машины не было, так что особо не покатаешься. Мы просто составили свой план требований и по нему действовали.

И какие пункты были в плане?

Маленькая деревенька не у большой дороги. Близость к районному центру – старшая дочь Дивна посещает зимой детскую школу искусств в Бежаницах. Транспортная доступность – от нас легко уехать и автобусом, и поездом. Хвойный лес. Речка. Озеро рядом чтобы было. И адекватная цена.

Вот вы переехали. И чем стали заниматься в первую очередь?

Первым делом выкопали колодец. Подвели воду в дом, поставили ванну и бойлер – бани у нас пока нет, но собираемся поставить. Печь нас не устраивала. Дело в том, что классическая русская печь очень большая, потому что раньше в ней парили кашу, готовили животным, пекли хлеб. Она стоит на деревянном срубе, и тепло начинается на высоте 40-45 см от пола. До сих пор многие, у кого такая печь, зимой ходят дома в валенках, потому что внизу холодно. Я сложил две новых печи в разных комнатах, они у меня греют от низа. И сделал тёплый двойной пол, потому что сначала у нас кровати не было, мы спали на полу, а когда он ледяной, то с детьми не перезимуешь, все заболеют. Сейчас мы все вместе живём в одной комнате, называем её изба-студия, доделываем вторую и осенью расширимся. Постепенно сами налаживаем свой быт.

То есть буквально – сами? Никого не нанимаете?

Да, мы справляемся своими силами. Во-первых, у меня инженерное образование. Во-вторых, я с детства дружу с молотком, ключами и остальными инструментами. Плюс отец фермер, я на технике тоже умею работать. С деревом умею обращаться, потому что это в меня дедушка заложил, он был плотником и печником. Если я берусь за какую-то задачу, то стараюсь изучить вопрос всесторонне – Интернет всё расскажет. Поэтому жизнь в деревне у нас складывается.

У вас отличный огород и куча живности.

Огород важен был сразу. Мы понимали, что едем сюда для того, чтобы выращивать свою пищу. Покупать магазинную – тогда уж лучше жить в городе. Сейчас мы обеспечиваем себя продуктами процентов на 90.

Мы собираем хороший урожай огурцов, томатов, лука, чеснока, перца. Картошки мы не по местным меркам выращиваем – тут её гектарами сажают, а мы скромно, соточку. У нас на первом месте не картофель, а тыква, она и хранится лучше. В этом году посадили амарант и кукурузу, из которой можно попкорн делать: посеяли – выросла. Из ягод у нас растут крыжовник, чёрная и красная смородина, малина, клубника, слива, физалис. В лесу собираем чернику. Ну, и яблоки – Псковская область яблоками славится.

Держим коз, так что молоко, простокваша, творог, сметана, сыр у нас свои. Куры несут яйца. Гуси и утки обеспечивают нас мясом. Пчёлы – мёдом.

А для души у нас есть Родина – лошадь породы русский тяжеловес. В деревне это самый экономически выгодный вид транспорта.

Единственное, что мы сейчас покупаем, это мука, растительное масло, рис, гречка.

Чтобы обеспечить всю эту живность, вы выращиваете свои корма?

Когда у нас было всего две козы, я мог выйти и накосить им сена, особо не напрягаясь. Сейчас у нас целое козье стадо, плюс лошадь, которой надо минимум четыре тонны сена. Поэтому сено и зерновые мы пока покупаем, но в будущем хотим перейти на свои корма.

Звучит фантастически. Как вы всё успеваете? Дайте урок эффективного деревенского тайм-менеджмента.

Как писал Стивен Кови, основное внимание нужно уделять главным вещам. Сено – главная задача, ведь зимой нужно кормить скот. Но есть задача важнее – заготовить иван-чай, экономически это более оправданно. Расставляем приоритеты: убрали сено – освободили время для более выгодного дела.

Огородом тоже нужно заниматься эффективно. Потому что в мае, когда зацветает черёмуха, очень много комаров, и в огороде начинается не труд, а каторга. Поэтому мы стараемся максимально успеть всё посадить до этого периода.

Если делаем заготовки, то помногу, в больших кастрюлях – по времени это не особо большая разница. Дважды в день я дою коз, но молоко сразу не обрабатываем, накапливаем в холодильнике три-четыре дня, а потом делаем сметану, творог, сыр.

Стройкой тоже нужно заниматься в своё время. В августе собираем урожай, занимаемся пчёлами, откачиваем мёд. Соответственно, строительные работы откладываем на зиму, когда мы посвободнее. Опять же, всё это приходит с опытом. Первые годы мы столько ошибок совершали. Набирать обороты нужно медленно. Нельзя хвататься сразу за многое – сначала наладить процессы, а потом уже расширяться.

А как вы распределяете обязанности по уходу за детьми?

Когда Анна занимается какой-то работой в огороде, я её освобождаю и занимаюсь с девочками. И наоборот, когда я погружаюсь в работу с головой и могу совершить рывок, с дочками сидит Анна. Мы как два воспитателя в детском саду, которые по очереди сменяют друг друга.

То есть жить целиком натуральным хозяйством – это не утопия?

Конечно, нет. Но деньги тоже нужны – никто не отменял оплаты света, бензина, связи. Поэтому мы продаём мёд, иван-чай, сушёные яблоки, восковые свечи. А всю молочную продукцию потребляем сами. Буржуйствуем, как мы шутим с Анной. Можем запросто поужинать козьим сыром – в городе мы такого не могли бы себе позволить.

Люди, которые живут в деревне, одной из проблем называют социализацию детей. Как у вас обстоят дела с этим?

В первую зиму было грустно. В Исаково всего шесть домов, живут одни пенсионеры. А потом мы купили машину, появилась свобода передвижения. У Дивны родилась сестрёнка Рада. Летом приезжают дачники с детьми. У нас появились соседи, переехала семья с ребёнком. Теперь круг общения достаточно широкий, и далеко не только в нашей деревне – многие сейчас переезжают из городов. Так что особых проблем нет.

При таком интенсивном ритме жизни у вас хватает времени на что-то ещё?

Да он не то, чтобы интенсивный. Нам такая жизнь в радость. Ты постоянно шевелишься, вечером падаешь от усталости, но это приятно. Да, в мае я встаю в шесть утра и ложусь в полночь. Но зимой нам вполне хватает времени отдохнуть и построить планы на следующее лето.

Фото: Кларисса Ширман

 

купить "деревенский" номер "Папиного журнала" можно здесь

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи: интервью

комментарии