– Но я никого там не знаю!
– Всё старшее поколение уже ушло, я помню только несколько баек.
– Мы не дворяне, что я смогу узнать о своей семье?
О том, как справиться с этими вопросами и превратить старые фото в источник самоуважения, расскажут герои, которые уже прошли этот путь и вдохновляют нас повторить его. Papinjournal начинает наш архивный детектив о семейной истории и памяти рода.
У художника и дизайнера Дмитрия Бюргановского было две старших сестры. Родители звали детей Шу-Ань-Ди (Шура, Аня, Дима). Когда умерла мама, Дмитрий предложил привести в порядок оставшиеся у сестёр фотографии, отсканировать и издать. Так и вышло – спустя год был напечатан трёхтомник в твёрдом переплете, по 100 страниц в каждой книге, в трёх экземплярах, под названием «Набросок семейного альбома».
С чего началась эта работа?
Я всю жизнь расспрашивал маму про нашу фамилию – не распространённую, то ли польскую, то ли поповскую, почему-то на «Бю», а не на «Бу» – мама всегда молчала. И когда, наконец, случилась перестройка и можно было уже не бояться, стало понятно, почему: её отец был белогвардейским офицером и погиб не от тифа в Гражданскую войну, как говорилось раньше, а в бою с красными. Ни о чём, связанном с историей семьи, говорить было нельзя – это табу. А теперь я набираю в поисковике «Бюргановская» и обнаруживаю бюргановскую школу, бюргановскую библиотеку и много ещё всякого интересного бюргановского. Оказывается, наша фамилия с первых переписей населения России идёт от географического названия старинных поселений низовых (из низовьев реки) чувашей – Бюрганы, Малые Бюрганы, Большие Бюрганы.
Информацию о семье вы искали в архивах?
Я не ходил в архивы, не писал запросов и не проводил исследований. То, что я сделал –сохранил уже имеющееся. Что-то я помнил сам по рассказам матери и отца, что-то рассказали сёстры. Архивная ценность моего труда невелика, но для нашей семьи это очень важно. Может быть, я столько лет занимался вёрсткой книг только ради того, чтобы сделать эти фотоальбомы! Даже просто во время разбора фото удалось узнать, как зовут многих моих родственников. Например, мой отец Тишкин Анатолий Маркианович был усыновлён моими дедушкой и бабушкой, о его родителях ничего не известно. Я знал только имя деда – Маркиан, оно довольно редкое, и была одна маленькая фотография. В итоге, на одной из подписей обнаружилось его отчество – Петрович. Вроде бы ничего особенного, но имя прадеда – это ещё одно звено моей семьи.
Случались ли какие-то необычные моменты во время поисков?
Была одна фантастическая история. Когда я начал работать над книгой, через Союз журналистов мне пришёл огромный пакет из Ульяновска, от моего родственника Бориса Тимиркина. Он отыскал меня через Интернет, по фамилии. Оказалось, Борис работает над своей книгой и тоже занимается историей нашей семьи. В Симбирской губернии наш предок был местным просветителем, открывал школы, создавал учебники, писал рассказы для детей. И вот мой неожиданный родственник присылает мне фотографии, в том числе снимки, где есть моя бабушка. Как, откуда – непонятно! В результате эти материалы тоже стали частью моего архива, а я смог дополнить работу Бориса. Когда начинаешь искать – вселенная тебе обязательно что-нибудь подбрасывает.
С какими трудностями вы столкнулись?
Иногда хотелось бросить всю затею, потому что на самом деле это тяжёлая работа. Фотографии все малюсенькие, плохого качества. Хотелось привести их в порядок и при этом не заретушировать так, чтобы от них ничего живого не осталось. Многие снимки были сделаны на тиснёной бумаге, а сканер каждую выпуклость воспринимает как отдельную деталь, и потом этот файл вообще невозможно отретушировать.
Что было после того, как вы напечатали свои книги?
По воде пошли круги. Сначала свою первую книгу выпустила фотограф Людмила Волкова. Потом взялся за работу мой друг фотограф Владимир Загарских, а у него огромный архив сохранился. И сейчас ещё несколько человек вдохновились этим. То, что сделала Людмила – это уже журналистское расследование. У меня в книге нет практически ничего, что бы рассказывало об эпохе, а у неё в тексте присутствует огромный исторический пласт, который сопровождает жизнь её семьи. У неё не так много сохранилось фамильных фотографий, но благодаря этому, как ни странно, книга Людмилы обрела своё лицо.
Вот наши читатели полезут на антресоли за собственными архивами. Что вы им посоветуете сделать, с чего начать?
Если у вас нет навыков дизайна, то, конечно, с нуля сверстать книгу не получится. Но это не значит, что и браться не стоит. Можно сделать старый добрый обычный альбом: просто рассортировать снимки, хронологически их выстроить, наклеить и подписать – это уже огромная работа. Подписывать можно не вручную, а набрать на компьютере и распечатать на клеящейся бумаге или специальных стикерах. Главное – привести информацию в порядок, а не оставить в куче.
Если вы всё-таки хотите свёрстанную книгу, можно обратиться к профессионалам, имея весь материал в цифровом виде. Сканировать лучше самим, так как за деньги это выйдет накладно. В конце концов, кадры можно даже не сканировать, а просто перефотографировать, даже на телефон с хорошей камерой. Главное – снимать при дневном уличном свете, но не на ярком солнце, а в ровной неглухой тени, тогда в файлах не будет тёмных заваленных углов. Ну, и печать книг сейчас тоже возможна от одного экземпляра. Бумага, формат – это лишь вопрос финансов.
Если резюмировать ваш опыт, что вам дали эти поиски?
Смысл в этом занятии есть. Каждая следующая картинка, которую я приводил в порядок, добавляла мне уверенности, что это надо делать. Я наблюдал, как мой младший сын Сергей, которому тогда было 17 лет, получив книги, с интересом её прочитал, и в некоторых местах покрякивал, потому что многого не знал, хотя я старался ему многое рассказывать. Если дети и внуки захотят идти в архив и раскапывать историю дальше – пожалуйста. Главное, чтобы сохранилась память – ведь если к ней не обращаться, она уходит, дальше нитка обрывается.
Каждый, кто знает, – поймет. одно дело становиться папой, когда тебе чуть за двадцать. другое, когда тебе пятьдесят.
комментарии