СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Ювенильный мир

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ФЕДОР СЕДЫХ
ТЕКСТ ЕЛЕНА КОРСНО

«Иди к папочке!», «…А вот мама тебя приласкает!», «Ты моя детка!» — весь набор родительской сентиментальности, который становится скучен нормальному ребенку к 2–3 годам, сохранятся, когда есть уши, жаждущие именно этих интонаций, и глаза, вспыхивающие благодарностью на выражение телячьих нежностей. Такое бессмысленно-сентиментальное отношение бывает нужно не только маленьким детям.

 width=


Ювенильное, то есть детское, поведение — одна из характерных черт ручных зверей. По сравнению с дикими собратьями одомашненные виды часто всю жизнь остаются любопытными, игривыми, ласковыми — совсем как маленькие дети. Должно быть, поэтому человеческим детенышам так хорошо в обществе своих питомцев, а те, в свою очередь, обычно лучше понимают именно детей. Так повелось с древнейших времен, недаром одно из самых ранних свидетельств о приручении зверя — найденные в пещере Шове отпечатки следов собаки и ребенка, которые шли бок о бок. Следам, так же как и копоти, оставшейся от факела, который нес в руках этот ребенок, ни много ни мало 26 тысяч лет!

Доисторический рейтинг
Собаки были первыми существами, которые стали делить с человеком кров, пищу, занятия и досуг. Несомненно, что они произошли от волков, но исследователи расходятся во мнениях, где именно возник вид canis lupus familiaris. Наиболее древние останки, как, например, череп палеособаки, найденный в Гуайе (Бельгия), показывают, что первые псы по виду походили на лаек и овчарок. Этому черепу около 14 тысяч лет. Примерно столько же насчитывает еще одно свидетельство детско-собачьей дружбы, захоронение в Оберкасселе (Германия), где в одной могиле были найдены кости мальчика и крупной собаки. Результаты генетических исследований не всегда совпадают с выводами, к которым приходят археологи. Так, швед Петер Саволайнен, проанализировав ДНК современных пород собак, полагает, что родина их предков находилась в Юго-Восточной Азии, а срок изведения собак из волковне ранее 15 тысяч лет назад, тогда как по мнению американских биологов, в частности Роберта Вэйна, история доместикации (одомашнивания) псовых насчитывает четыре десятка тысячелетий.
Возможно, на протяжении истории волки одомашнивались неоднократно, в разных частях света, и способствовал этому опыт выращивания самками одного вида детенышей другого. Известно несколько случаев детей-маугли, воспитанных волками или другими млекопитающими. Сходное поведение демонстрируют молодые человекообразные обезьяны — они склонны отбирать детенышей как у своих соплеменниц, так, например, и у собак. В этом случае щенки-«маугли» вырастают вместе с обезьянами и потом верно служат интересам своей новой стаи. До сих пор, заведя собаку, ты слышишь от знакомых: это как еще одного ребенка завести — что-то все-таки остается в нас от предков-приматов…
Если собаки стали спутниками первобытных людей, то кошки пришли не к человеку, а к его жилью. Судя по всему, идея принадлежала самим зверькам — невольно вспоминается «Кошка, которая гуляла сама по себе». С появлением первых поселений, а стало быть, хранилищ, отбросов и большого количества грызунов, кошки сообразили, что вблизи людей они будут обеспечены пропитанием и при этом достаточно защищены от крупных хищников. Впрочем, у Редьярда Киплинга кот появляется в пещере позже других зверей, а по мнению ученых — все-таки раньше лошади и коровы, но чуть позже коз и овец — приблизительно 10 тысяч лет назад. И можно не сомневаться — уже в самом древнем из городов, Иерихоне, кошки умели развлекать маленьких детей, ласкаясь к ним или гоняя лапами веретено.

Хвостатые терапевты и лекари
В США и Канаде существует несколько организаций, члены которых навещают больницы и дома престарелых вместе со своими питомцами — с тем чтобы пациенты имели возможность пообщаться с животными. Владельцы зверей убеждены, что такое общение оказывает на больных терапевтический эффект.
Систематически изучать и пропагандировать это целительное воздействие стали в середине XX века. Сегодня существуют теории о пользе кошачьего урчания и физиотерапевтических свойствах меха, о биотоках у собак и способностях дельфинов к телепатии. Если оставить в стороне туманные биоэнергетические рассуждения, общество домашних животных, как правило, способствует положительным эмоциям — хотя бы потому, что звери умеют любить, ничего не требуя взамен. В свою очередь, радость от общения влияет на биохимию организма: уменьшается выработка гормона стресса кортизола и повышается уровень серотонина и окситоцина, и, таким образом, гармонизируются иммунные функции. Известно, что у детей, страдающих аутизмом, проявления этого расстройства снижаются, если они проводят много времени в компании собак. Возможно, на уровне памяти генов люди чувствуют себя более защищенными и свободными в присутствии своих древнейших спутников — и терапия продвигается с большей эффективностью. Помимо эмоциональной терапии собаки вынуждают своих компаньонов к движению, а ведь в наши дни даже детям нужен повод, чтобы подвигаться. В Норвегии существует специальная государственная программа по подготовке собак-помощников, аналогичные инициативы продвигают благотворительные общества во многих странах.
Превосходными лекарями себя зарекомендовали не только традиционные домашние питомцы, но и некоторые экзотические животные. Одни из самых известных и эффективных терапевтов — дельфины. Для детей, по разным причинам имеющим сложности с общением (это может быть следствием и отставания в развитии, и психической травмы), дельфины оказываются прекрасными товарищами — они находят общий язык даже с теми, кого не в состоянии понять близкие люди.
Анималотерапия и в самом деле может давать удивительные результаты, но тут важно уточнить: как и среди людей, среди животных есть те, кто имеет талант к врачеванию, и те, кто к терапии не способен. Все зависит от характера зверя, его личностных качеств.

Где личность, там психология
Не так давно японцы разработали аппараты-переводчики для кошек и собак. Оптимисты уже предсказывают создание межвидовых «вавилонских рыбок», но не стоит целиком полагаться на автоматические переводчики — возможно, в человеческом языке попросту не окажется понятий, позволяющих выразить те чувства, которые испытывает животное.
Мотивы поведения зверей тоже далеко не всегда очевидны. ими занимается отдельная наука, этология. Ответственный зверевод обязательно поинтересуется, какие условия покажутся питомцу комфортными, какие — нет, чем занимаются на досуге хорьки, а чем — морские свинки или канарейки… Кстати, исследования в области когнитивной этологии (дисциплины, занимающейся изучением интеллекта животных) показывают, что наши братья меньшие, осваиваясь в новых условия, действуют… разумно, то есть запоминают новый опыт, находят решения в неожиданных ситуациях, обобщают полученные знания и способны поделиться ими с собратьями.
И все-таки в одинаковых ситуациях, получив сходное воспитание, один пес на всех парах несется здороваться с первым встречным, а другой при приближении незнакомого подожмет хвост и спрячется за хозяина. И почему-то два котенка из одного помета так по-разному обживаются на новом месте. Темперамент, симпатии и антипатии, привычки и привязанности не свести к генетической предрасположенности, пусть даже с поправкой на личную историю. Звери, как и люди, все разные.
Иногда, чтобы разобраться в особенностях поведения своего питомца, владельцы обращаются к специалисту-зоопсихологу. И зачастую больше внимания зоопсихолог уделяет людям и их поведению, чем животным. В первую очередь — с целью воспитать в хозяевах (и, что немаловажно, в их детях) грамотное и разумное отношение к своим подопечным.

Защита животных или от животных?
К сожалению, зачастую люди оказываются гораздо менее гуманными, чем их четвероногие спутники. Случаи бездумного или даже намеренно жестокого обращения с животными встречаются чаще, чем бешенство или нервный срыв у зверей. Защитить зверей от людского произвола впервые попытались в Великобритании в 1822 году: штраф в 5 фунтов ждал того, кто позволил бы себе избиение скота или плохой уход за ним. За прошедшие почти два века защита прав четвероногих (а также пернатых, пресмыкающихся и прочая) выросла в целую юридическую отрасль в большинстве стран мира, и в наши дни права животных начинают фиксировать законодательными актами: в 2008 году в Испании была принята резолюция о правах человекообразных обезьян, а в Швейцарии в этом году обсуждалась возможность дать зверям право на представительство адвоката в судебном процессе.
В России, если судить по юридической базе, к зверям относятся как к потенциальной угрозе, а не как к субъектам права. Федеральный закон о защите животных от жестокого обращения обсуждался Госдумой в течение 8 лет и в конце концов в 2008 году был снят с рассмотрения. Разные сферы жизни животных регулируются в основном региональными правилами и постановлениями, в которых, увы, нет четкого понимания специфики предмета. Например, в Петербурге, с одной стороны, действуют такие правила, как запрет на выгул животных детьми до 14 лет — это оберегает не только посторонних людей, но и хозяев от множества неприятных эксцессов (хотя и ограничивает юных зоовладельцев в общении с любимцами). С другой — собаки разделяются по высоте в холке (до 40 см или выше) на тех, кому разрешен или запрещен выгул без намордника, тогда как чаще всего неприятные инциденты (в том числе с нападениями на детей) происходят с участием американских питбультерьеров, рост которых меньше 40 см. К тому же никто, включая самих законодателей, не может сказать, как должны производиться решающие замеры — при помощи милицейской дубинки, потому что она как раз 40 см в длину? Регламентируются места, доступные и недоступные для выгула, и также те, где с собаками появляться категорически запрещено — но документы, устанавливающие эти правила, с трудом состыкуются между собой…
Как выглядит вопрос безопасности животных, допустим, в британском праве? Просто и элегантно: как и где гулять, решает сам владелец. При этом с него строго (до тюремного  заключения) взыскивается, если его питомец напугал или укусил кого-либо из прохожих. И, разумеется, убирать за животными предписывается не как у нас, в «подъездах, лестничных клетках, лифтах, детских и спортивных площадках, дорожках и тротуарах», а попросту везде.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5