СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Диагноз каждого третьего

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДАРЬЯ РЫЧКОВА
БЕСЕДОВАЛ СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВ

На рубеже 1970–1980-х годов с странах Запада произошел заметный скачок в распространении у детей симптомов гиперактивности. Такие дети даже в школе сохраняют непрерывную работоспособность лишь 3–5 минут. В нашей же стране врачи столкнулись с ростом этого заболевания в начале 1990-х. Вероятные причины — ухудшение экологической обстановки, увеличение числа «поздних» детей (им в наследство достаются хронические болезни родителей) и, как ни покажется это странным… появление родовспомогательной аппаратуры. Ведь прежде дети с врожденными осложнениями умирали до года. О причинах гиперактивности и путях ее лечения рассказывает Людмила Ясюкова, кандидат психологических наук, руководитель Лаборатории социальной психологии Санкт-петербургского государственного университета.

 width=

— Людмила Аполлоновна, Гиперактивность является сегодня распространенным диагнозом?
— Его имеют 33–42% детей начальной школы в Петербурге. В Киришах больше — до 50%, в Нижнем Новгороде — 60%, в Череповце — более 70%. Не последнюю роль здесь играет и экология. При этом стоит помнить, что многим этот диагноз попросту не ставится.

— Но ведь таких детей легко определить по поведению — они не могут удержать внимание на одном предмете белее трех минут, беспокойны, их движения неловки…
— В том-то и дело, что по поведению можно определить далеко не всех, а только один, крайний тип гиперактивных детей — «реактивный», то есть буйный. Остальные, пограничные типы никогда не выкажут свой диагноз поведением, хотя в латентном виде он, несомненно, есть. В раннем возрасте медики ставят этот диагноз не по поведенческим признакам, а по своевременному формированию рефлексов у ребенка. с 5–6 лет его можно определить, проведя тест Тулуз Пьерона. Корректурная проба проста и занимает всего 15 минут. Ребенку дают бланки, и он заполняет полоски с закрашенными квадратиками согласно образцу. Здесь главное — внимательность и скорость выполнения теста. По результатам на основе нормативов определяют качество произвольного внимания и делают вывод о наличии заболевания.

— Кстати, многие родители не соотносят диагнозы минимальная мозговая дисфункция (или ММД) и гиперактивность. Но, как я понимаю, это одно и то же?
— Совершенно верно, хотя я придерживаюсь первого термина — ММД. Формулировка «гиперактивность» была принята в 1992 году на Международном съезде неврологов. Отсюда и подмена понятий в подходе к лечению болезни. Родители считают, что гиперактивный ребенок чересчур активен и ему надо дать эту активность сбросить, вот и записывают его в спортивные секции. На самом же деле он энергетически беден.

— То есть гиперактивного ребенка нужно записывать не в бокс, например, а на шахматы?
— Нет, при таком диагнозе ребенка вообще никуда не надо записывать, а уж тем более в спортивные секции. После подвижных занятий гиперактивный ребенок вымотан и буквально падает от усталости, а это значит, что на самом деле он уже давно ничего не соображает. В группах такие дети становятся невменяемыми — при обилии народа они реагируют на активность среды и перевозбуждаются. В спокойной же обстановке, когда нет раздражителей извне, мозг самовосстанавливается и дети ведут себя нормально. Такого ребенка не надо никуда отдавать — надо играть с ним дома, гулять, и родителям нужно самим развивать его. Занятия по 3–5 минут со спокойными перерывами — оптимальный вариант.

— В каком возрасте можно определить этот диагноз?
— Его ставят с рождения. Если гиперактивность выявить на первом году жизни, то вылечить ее будет намного проще. Обычно это выглядит так: пока ребенок растет и ходит в детский сад, он просто числится драчуном. Но настоящие проблемы у него появляются уже в школе, когда возникают трудности с учебой. Раньше школы, как правило, никто не спохватывается.

— Что плохого происходит в школе?
— Сложности связаны с тем, что у гиперактивного ребенка период работоспособности намного меньше, чем у здорового. В школе он может сосредоточить внимание максимум на 5 минут и не в состоянии выслушать полноценный урок. Он отключается, многократно теряет контроль над поведением. Он действует неосознанно, и многое выпадает из его памяти. У такого ребенка масса проблем — он не понимает, что сделал нечто плохое. А окружающие считают, что он хулиган, ругается и дерется. Все думают: он отпирается и врет, а на самом деле гиперактивный не понимает, что он натворил. В детском саду педагоги это списывают на то, что он маленький, но в школе такие вещи должны настораживать.

— Это лечится?
— Да, но не медикаментами, как это делается сейчас в Америке, Европе и у нас. У 80% гиперактивных детей причина болезни кроется в проблемах позвоночника. Лечить ММД медикаментозно в этом случае бесполезно. Ведь неадекватное поведение купируется, пока ребенок принимает лекарство, но как только он перестанет его принимать, снова становится невменяемым. Более того, если дети вдруг отказываются от привычного приема таблеток, то у них происходит ломка, а у некоторых развивается невротическая реакция. Поэтому лекарственную терапию лучше не начинать, пока ребенок не обследуется у хорошего невролога-ортопеда. Правда, иногда гиперактивность можно и вовсе не лечить: если соблюдать режим и прочие рекомендации, то болезнь компенсируется сама.

— Что надо делать родителям?
— Идти к грамотному невропатологу. По возможности сделать рентген позвоночника в 4 измерениях. Нужно выяснить диагноз, поговорив с врачом. Вернуться к истории беременности и родов — именно в них зачастую кроется причина диагноза у детей. Например, если у плода было неправильное предлежание, он шел ягодицами, ребенка вытягивали или новорожденному выправляли плечики, то наверняка будет искривление позвонков. Если было обвитие пуповиной или кесарево сечение, то тоже, скорее всего, свернуты позвонки. Словом, нужно выяснить, были ли травмы позвоночника при родах или в первые 3 года жизни. Обычно они приобретаются при падении ребятишек с качелей во время прогулки, с кроватки дома, кувыркании и так далее. Кстати, ношение детей в рюкзачках или слингах, что сейчас модно, также зачастую приводит к искривлению позвоночника. Словом, сегодня сплошь и рядом встречаются факторы, «благодаря» которым можно приобрести этот диагноз.

— Если стало ясно, что причина болезни кроется в проблемах позвоночника, можно ли это исправить?
— Конечно, есть замечательные специалисты, которые работают с этими проблемами. Они смогут выправить и укрепить ребенку позвоночник в правильном положении. Причем родителям потом в течение полугода обязательно нужно будет делать 20-минутный укрепляющий массаж или потребуется ЛФК. При желании и грамотном подходе родители вместе с врачами могут за полгода убрать гиперактивность. Улучшения будут видны по ребенку: он перестанет делать ошибки по невнимательности, начнет себя контролировать и избавится от отключений. Словом, станет успешно учиться и забудет о проблемах.

— Не могли бы Вы дать напоследок несколько рекомендаций родителям гиперактивных детей?
— Прежде всего — соблюдать режим, минимизировать нагрузки ребенка и уделять больше времени его интеллектуальному развитию. Дело в том, что эту болезнь можно компенсировать через развитие интеллекта малыша. если у ребенка сильно развито мышление, то он заменяет произвольный контроль программированием. Я встречала за свою практику гиперактивных детей, у которых ММД компенсировалась за счет умственного развития. более того, как показывают исследования, ученики математической школы с минимальной мозговой дисфункцией действуют логически. За счет логического мышления у них выстраиваются действия, и в результате юные математики устают меньше.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5