СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Не ходите дети по сети гулять



«Не ходите, дети, по Сети гулять, слишком просто деньги здесь можно потерять»: – поется в КВН-частушке, однако в каждой шутке, как известно, есть доля правды. В данном случае точнее будет сказать, что в этой сентенции шутливого совсем мало. Зато много горького опыта родителей, которым приходится разгребать последствия детского интернет-любопытства и прочей самостоятельности в Сети. Кстати, попадаются не только дети, но и взрослые

 width=

Мы составили краткий рейтинг вполне легальных (привет Остапу Бендеру) способов отъема денег у населения при помощи Интернета и благодаря наивности его пользователей.
Первое место уверенно держит старый добрый платный трафик. На многих сайтах, анонсирующих себя как интернет-страницы с бесплатными ресурсами, информация на самом деле предоставляется за дополнительную плату. Метод этот известен давно. Мой старший сын еще лет пять назад, перекачав себе на телефон игры и музыку с подобного сайта, за час-полтора вогнал семью в убытки на две тысячи рублей. Деньги повисли долгом на счету его мобильного телефона, зарегистрированного по малолетству на родителей. Юридически все было шито-крыто: на главной странице сайта в самом низу мельчайшим шрифтом висело предупреждение о том, что за пересылку бесплатной информации нужно будет заплатить по 2,7 рубля за Мб. Конечно, взрослый легко прикинул бы «выгоду» такого тарифа при среднем весе современных игр в несколько гигов, однако ребенок остается под гипнозом слова «бесплатно».
Сегодня большинство телефонных компаний гуманно прерывают соединение, если номер занят более часа. Решение это принято под нажимом общественности. Слишком много было пострадавших от опрометчивых выходов в Интернет по цене иногородних звонков. Со временем ситуация улучшилась, но не исправилась.
Мошенники стали изобретательнее. Об этом неустанно оповещают друг друга родственники и знакомые. Педагоги предупреждают школьников. Наверняка через пару лет приемы махинаторов и полученные ими миллионные прибыли будут обсуждать уже в детсадах. Во всех случаях речь идет о совместных проектах интернет-провайдеров и телефонных компаний. Удивительно, но прием с платным трафиком действует и сегодня. Видимо, еще не все на него попались. Ряд приманок постоянно увеличивается. Теперь втридорога можно заплатить за «музыкальный звонок на твой мобильный», за просмотр мульт- и кинофильма, прослушивание музыки или новостей, онлайн-участие в игровых сетевых проектах. Оплатить теперь просят не «бесплатную» закачку, а программудрайвер, которая «улучшит скорость и качество скачивания». На втором месте в нашем рейтинге виртуальные игровые деньги и бонусы в онлайн- играх.

Рассказывает Елена Брайнина (Санкт-Петербург, менеджер, мама 10-летней Маши):
– Дочь любит сетевые игры, но мы строго контролируем, на каких сайтах они расположены. Абонементную карту серьезных ресурсов можно оплатить наличными или интернет-деньгами лишь через платежный терминал или отделение банка. Поэтому ребенок не сможет случайным нажатием кнопки ввести родителя в долги. То же с покупками игр на солидных сайтах. Вначале дается пробная 30-минутная версия, по окончании которой предлагается получить ключ к полной версии игры, оплатив его с помощью SMS-сообщения. Это возможно только при положительном балансе на телефоне. Такая система ограждает родителей от неожиданных трат. Все верно, однако, с другой стороны, одноклассники Маши не раз попадали на странички игр, каждый шаг в которых требует денежных вложений. Призы, подарки, голоса, повышающие рейтинг пользователя (ради определенных благ для его странички) во многих социальных сетях стоят игровых денег. Бонусы в онлайн-играх могут быть платными, а могут зарабатываться по ходу игры. Родителям стоит опасаться излишней увлеченности ребенка подобными забавами. Большинство игр построено по нарастающей схеме: игроку для успешного продолжения игры предлагается все больше и больше дорогой информации.

Свидетельствует Марина Патреева (Амстердам, Голландия, домохозяйка, мама 10-летнего Михаэля и 8-летней Евы):
– Траты растут день ото дня, а дети только расстраиваются. Ни счастья, ни удовлетворения такие игры не приносят, только расстройства. Совсем как в нашем обществе потребления: реклама зовет покупать побольше, однако радость от приобретения длится лишь до следующей рекламы». Конечно, лучше бы было жить по старым добрым заветам вроде «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Проблема в том, что рост потребностей искусственно подогревается, и если взрослый еще может этому сопротивляться, то ребенок, увы, нет.

Это наблюдение подтверждает Ольга Кириченко (детский психолог, Санкт-Петербург):
– Дети очень доверчивы и легко могут стать жертвой своей наивности. Именно поэтому они нуждаются в постоянном присмотре и защите. Современные родители знают, что во Всемирной
сети ребенок может столкнуться с насилием и агрессией. Поэтому, когда к 6–8 годам в ребенке просыпается стремление к самостоятельности, возникает желание самому совершить покупку через Интернет или зарегистрироваться на сайте, родители подчас безоглядно начинают запрещать все подряд. Однако такая позиция в корне неверна. Подход должен быть более гибким. Практика показывает, что дети, севшие за компьютер в 4–5 лет, к подростковому возрасту становятся более продвинутыми пользователями, чем их родители. Они быстро учатся обходить пароли доступа и программы-антиспамеры. Тем не менее психологи советуют родителям хотя бы на первых порах совершать совместные заплывы по Сети. Или хотя бы ставить компьютер в общедоступном месте дома, чтобы иметь возможность, заглядывая через плечо, контролировать интернет-жизнь ребенка. Хорошо, если такой контроль осуществляется. Беда ведь порой состоит в том, что некоторые взрослые не видят серьезной угрозы в электронном приборе, который можно выключить простым нажатием кнопки. Не менее значимое место в нашем рейтинге занимают грубые махинации с конфиденциальной информацией, предоставленной владельцам сайта его посетителями. Вначале просят зарегистрироваться на сайте и в анкете указать номер своего мобильного телефона. После этого на мобильник должны выслать пароль-допуск к ресурсам сайта. Так и происходит на серьезных сайтах. Однако в бескрайних просторах Интернета таких сайтов единицы. Телефоны несовершеннолетних обычно регистрируются на одного из родителей или на опекуна. Эти люди и несут все бремя материальной ответственности за использование телефона. Ребенок же об этом задумывается редко. Он знает номер своего телефона и смело вводит его в анкету. Стоп-сигналы «подтвердите, что вам уже исполнилось 18» останавливают не многих.

Своим печальным опытом делится Елена Зачиняева (Санкт-Петербург, экономист, мама 11-летней Маши):
– Дочка зарегистрировалась на вполне невинном сайте с бесплатными играми и мультиками. Причем мы вместе с ней перечитывали условия регистрации. Там было предложение оформить услугу подписки на новости сайта. Мы отказались. Однако уже через день на телефон дочери пришло SMS: «Вам подключена бесплатная подписка сроком на 5 дней». Мы удивились и только, а возмущаться стали, когда ровно через неделю с телефонного счета дочери было списано 187 рублей за «подключенную подписку». Деньги небольшие, однако, несмотря на наши SMS «СТОП», снятие повторилось и раз, и два, и три. Пришлось связываться с телефонной компанией, писать руководителям сайта, звонить им в другой город. В конечном счете услугу отключили, но через месяц подключили вновь! В телефонной же компании говорят, что получают средства лишь за пересылку SMS и другие услуги связи. Куда же смотрит закон?! Форумы пострадавших от подобных «услуг» содержат сотни сообщений. Телефонные компании отказываются от комментариев. Некоторые форумчане, проявив недюжинную настойчивость и буквально засыпав конторы письмами и жалобами, все же добиваются возврата средств; а это порой несколько тысяч рублей. Однако связисты всегда начисляют эти суммы в виде бонусов или подарков. Пока не было ни одного случая, чтобы деньги были оформлены как возврат незаконно отнятого и с извинениями за ошибку.

Ситуацию комментирует Станислав Хойхин (Санкт-Петербург, юрист, сотрудник правоохранительных органов):
– Проблема защиты прав потребителей в отношениях, возникающих по поводу предоставления сетевых услуг, не нова. Она затрагивает широкие слои населения. К сожалению, в настоящее время нет прямых нормативно-правовых актов, регулирующих данную отрасль. Однако если более детально разобраться в ситуации и иметь желание отстоять свои права, то можно увидеть, что налицо преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 165 УК РФ. В ней речь идет о причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Обманутый родитель всегда может обратиться с иском в суд, на основании того, что он (родитель) не заключал никаких соглашений на оказание каких-либо дополнительных платных услуг, за которые с него была взята плата. Лицо же, предоставляющее сетевые услуги, обязано предоставить полную информацию о способе взимания платы при подключении какой-либо услуги и о способе отказа клиента от пользования данной услугой. Лично мой совет родителям: ставьте различные блокираторы в интернет-браузерах для сайтов, которые заведомо могут быть недобросовестными поставщиками сетевых услуг.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5