Хвалить или критиковать?

Игорь Павлов

психолог, журналист и писатель, автор книг по детской психологии
06.04.2016
721
   

Иногда похвала заставляет опустить руки. А критика стимулирует на новые достижения. Рассказываем, как правильно указывать ребёнку на ошибки и неудачи, чтобы процесс совместного творчества был приятным и эффективным.

Любое занятие, особенно совместное с родителями, важно для ребенка не только процессом, но и результатом. Но самостоятельно оценить результат своей работы он может не всегда. Тогда на помощь приходит мнение папы. Отцовская оценка достижений или ошибок во многом формирует у малыша представление о своих качествах и способностях. Влияет она и на самооценку ребенка. Именно поэтому родитель должен очень серьезно относиться к тому, как оценивать результаты деятельности ребенка, чтобы эффект от оценки не был противоположным. Ведь оценка может вдохновлять ребенка на новые успехи, а может и тормозить его мотивацию.

Если мы обращаем внимание исключительно на ошибки и неудачи ребенка, если он слышит от нас одни упреки и сетования на его бестолковость, то вряд ли это придаст ему уверенности в собственных силах. Маленькие дети вообще могут не проводить различий между родительской оценкой своей работы и оценкой своей личности в целом: «плохо или неправильно что-то сделал – значит, я плохой ребенок». Так происходит, когда родители дают слишком обобщенные оценки: ты бездельник, ты лентяй, ты глупый, оценивая не результат, полученный ребенком, а его самого.

С другой стороны, если малыша постоянно и неоправданно хвалить, это тоже не поможет ему сформировать адекватные представления о результатах своей деятельности и о самом себе. Некоторые родители полагают, что маленьким детям не стоит указывать на недостатки работы и на ошибки, чтобы не расстроить и не снизить самооценку. Думают, что «лучше перехвалить, чем недохвалить». Действительно, злоупотреблять критикой в отношении детских достижений не стоит. Но ребенок нуждается в оценке взрослого, чтобы понять, хорошо он что-то сделал или плохо. Если он допустил ошибки, а родитель не говорит о них малышу, тот не научится впоследствии самостоятельно оценивать свою работу. Ведь способность правильно себя оценивать складывается у детей на основе того, как их оценивают взрослые. А умение правильно оценить результаты своей деятельности является необходимым условием для самосовершенствования. Как мне знать, что улучшить в своей работе, если я не знаю ошибок, а взрослые меня всегда и за все хвалят, будто я все сделал безупречно? Скорее всего, в таком случае ребенок даже не станет задумываться о том, что можно совершенствовать свою работу и улучшать ее результаты. Зачем ему стремиться к новым вершинам, если с точки зрения взрослого он и так лучший всегда и во всем?

ребенок нуждается в оценке взрослого, чтобы понять, хорошо он что-то сделал или плохо. Если он допустил ошибки, а родитель не говорит о них малышу, тот не научится впоследствии самостоятельно оценивать свою работу.

Чтобы избежать подобных крайностей при оценке ребенка, папе важно ориентироваться на несколько правил.

1. Всегда давать ребенку как можно более конкретную оценку, не переходя на личности. Старайтесь показывать, где именно ребенок допустил ошибку, с чем именно он не справился. При этом не обязательно начинать с местоимения «ты» – «Ты неправильно сделал». Лучше давать оценку в безличной форме: «Смотри, здесь детали самолета получились неровно приклеенными», «В этом задании оказались перепутаны правая и левая стороны». Благодаря такой конкретной оценке ребенок понимает, что никто не застрахован от ошибок. Но это вовсе не означает, что, допустив ошибку, он становится плохим. К ошибке нужно относиться как к испытанию, преодолев которое, ребенок научится чему-то новому, станет умнее и способнее.

2. Не спешить давать ему оценку в готовом виде. Прежде чем выразить собственное отношение к ошибкам ребенка, лучше всего побудить его самостоятельно эти ошибки или недочеты найти. Не стоит сразу же указывать детям, где, что и как они сделали неверно. Гораздо эффективней с помощью побуждающих и наводящих вопросов учить их самостоятельной оценке своей работы, поиску ошибок и их исправлению: «Сравни свой рисунок с образцом – у тебя получилось так же или немного не так?», «Где здесь могла быть допущена ошибка, как думаешь?» Это поможет ребенку научиться самостоятельно видеть недостатки в работе и исправлять их без прямых указаний взрослых.

3. Стараться обращать внимание не только и не столько на ошибки и неудачи, сколько на достижения. Всегда можно найти, за что ребенка похвалить – за старательность, за усидчивость, за интерес к работе. Когда мы фиксируем внимание на положительных результатах его деятельности, то внушаем ему уверенность в своих силах и побуждаем к еще большему усердию и старательности. Поэтому важно, чтобы взрослый не только оценивал ребенка, но и ценил любые его достижения, даже самые незначительные и самые редкие. Но, как уже было сказано, похвала должна быть оправдана. То есть хвалить ребенка надо тоже за конкретные действия или качества.

4. Не позволять себе повышать голос, если малыш допустит серьезную ошибку или даже все сделает неправильно. Совместные занятия, плавно перерастающие в семейный скандал, ни к чему хорошему не приводят. Родительский крик не только не побуждает ребенка прилагать больше усилий, а полностью дезорганизует его.

При соблюдении этих простых правил совместные занятия будут приносить удовольствие обоим, а папина оценка поможет ребенку стремиться к новым достижениям. Ведь слова «оценка» и «ценить» очень близки. Это значит, что оценивать ребенка нужно так, чтобы он понял: папа в любом случае ценит его личность, старание, способности, полученные результаты. Настолько ценит, что хочет помочь малышу делать все еще лучше и допускать как можно меньше ошибок. А если мы ценим личность ребенка, то станем оценивать его очень деликатно, не унижая его достоинства и не принижая его потенциал.

Фотографии: Иван Трояновский

Андрей Чепакин

Каждый, кто знает, – поймет. одно дело становиться папой, когда тебе чуть за двадцать. другое, когда тебе пятьдесят.

5 18

комментарии