Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Часть 1
Дело было в Эрмитаже, но не в среду, а в воскресенье. Пришли мы с Шурёнком на детскую экскурсию, но гораздо раньше, и поэтому с удовольствием бродили, куда глаза глядят. А глаза Шурёнка глядят обычно на мечи и копья, на рыцарей и батальные сцены, на морские пейзажи и прочие мальчиковые сюжеты и предметы. И тут Шурёнок заметил картину с черепом: «О, череп! Папочка, о чём эта картина?»
Я взглянул на многозначительный натюрморт: «Эта картина, Шурёнок, о быстротечности жизни. И прожить её надо так… и прожить её надо так, чтобы не было…» – «Как-как прожить?» – решил уточнить Шурёнок. – «Прожить её надо не ради денег и обогащения! Не в праздности и не за бессмысленными играми! Видишь монеты и жемчуг? Видишь колоду карт?» – «В карты совсем играть нельзя?!» – спросил Шурёнок в ужасе, и тут я вспомнил, как летом на отдыхе в далёкой Литве он целый месяц дулся в дурака с эстонскими родственниками.
«Не то чтобы совсем нельзя! – решил я успокоить юного картёжника. – Чуть-чуть можно, и в айпад тоже – чуть-чуть. Но нельзя всю жизнь посвящать только развлечениям! Видишь флейту и ноты? Это значит, что надо слушать прекрасную музыку! Видишь толстую книгу? Надо много читать хороших и умных книг! Постоянно заниматься образованием!!!» – «А стакан с листьями зачем?» – «Это бокал с вином. Но он наполнен наполовину! Это о том, что вино взрослым пить можно, но в меру!!!» – ловко сообразил я реабилитировать свой мелкий бытовой алкоголизм.
«А свечка?» – не унимался Шурёнок. – «Всё о том же! О быстротечности жизни! Она уже сильно сгорела, и пламя тусклое, – тут мне и самому стало грустно и тоскливо, но я назидательно продолжил: – Видишь, в центре лежат часы? Но у них нет стрелок. Это потому, что никто не знает своего часа, когда он умрёт! Мы все смертны, поэтому каждое мгновение своей жизни надо использовать для добрых и красивых дел и поступков!!!»
Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Часть 2
Через полчаса Шурёнок уже внимательно слушал истории про древних людей, которые в поте лица добывали хлеб насущный с помощью каменных топоров и кремниевых ножей.
А через полтора часа Шурёнок уже гулял с прекрасной девочкой Машей, с которой он познакомился на экскурсии.
Проходя по Испанскому просвету, Шурёнок тихо спросил: «Папочка! А можно я покажу Маше картину с черепом?!»
Я уточнил у Машиных родителей, знаменитых художников, не испугает ли девочку натюрморт с черепом, и мы смело двинулись к картине.
«Папочка! Ты будешь говорить, а я буду дополнять!» – торжественно сообщил Шурёнок.
«О чём эта картина?! – не менее торжественно спросил я разновеликую аудиторию, и сам стал отвечать, попутно указывая на детали натюрморта. – О том, что жизнь проходит быстро! И нельзя её тратить только на развлечения! Нельзя жить только ради денег, ради бессмысленного обогащения! Нельзя играть в карты!» – «Чуть-чуть можно! – ловко вставил Шурёнок. – Но только не на деньги. И совсем чуть-чуть!»
«Нельзя пить много вина! Но чуть-чуть можно!!! – продолжил я, и Машины родители согласно закивали головами. – Надо слушать красивую музыку и читать умные книги! Чтобы быть умными и красивыми!!!»
«А вот часы, но у них нет стрелок! – подхватил Шурёнок и заглянул Маше в глаза. – ПОТОМУ ЧТО НИКТО НЕ ЗНАЕТ СВОЕГО ЧАСА!!!»
Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Часть 3
Мы живём в удивительном мире. Наша жизнь проносится в потоках ежедневных забот и бесконечной суеты. Но она же проносится в потоках красоты и гармонии, которые тоже бесконечны. Как воспитать себя и своих детей быть требовательными и уметь выбирать из потока жизни главное?
Иллюстрация: Наташа Архипова
Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.
комментарии