8 правил, как воспитать джедая от экологии

Александра Заспа

журналист
25.04.2017
428
   

Скандинавы отличники во всём, что касается бережного отношения к природе. Заглянув в финский детсад и прокатившись по улицам Копенгагена, мы собрали кодекс «зелёного» борца с перепроизводством и загрязнением.

«Воздух свежий нам полезен» – примерно так сформулировал бы первое правило самый «зелёный» персонаж фантастической франшизы магистр Йода. Во всех странах Северной Европы настоящий культ свежего воздуха. Все, кто бывал в соседке Финляндии, наверняка замечали, что финские дети гуляют в любую погоду. И никакие сердобольные бабушки их не спасают, а даже наоборот – выдают резиновые сапоги и отправляют прыгать по лужам. У жителей Суоми даже поговорка есть, которая в вольном переводе звучит так: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда». Или это рекламный слоган финской фирмы по производству детской одежды? Впрочем, эту же поговорку приписывают и норвежцам, которые любят отправляться в долгие пешие прогулки со своими отпрысками, всякий раз подчёркивая удивительную красоту родных пейзажей. Швеция в своём стремлении насытить подрастающее поколение как можно большим количеством кислорода, пошла ещё дальше. В Стокгольме открыта целая сеть частных детских садов, где воспитанники фактически всё время пребывают на природе. На свежем воздухе они не только гуляют и играют, но и спят, и постигают азы математики. А ещё в детских садах принято ходить в походы, правда, не в лес, а в городские парки, раскинувшиеся по соседству. Если погода для прогулок всё-таки не подходит, а это значит, что за окном разыгрывается буря, достойная кисти Айвазовского, это всё равно не повод сидеть в детсадовских стенах и можно отправиться на экскурсию, например в городскую библиотеку. Так что, если, путешествуя по странам Скандинавии, вы увидите стайку детей, гуляющих под проливным дождём, не спешите возмущённо цокать языком или сочувствовать – это обязательный атрибут их счастливого экодетства.

 

С природой надо подружиться. Скандинавы уверены: чтобы подрастающее поколение относилось к ней бережно, надо сделать её понятной и доступной, возвести в ранг доброго друга. Поэтому с самых ранних лет они собирают гербарии и читают познавательные книги про мир растений и животных. У каждого детсадовца обычно есть своя зона экоответственности – будь то роза на подоконнике, как у Маленького принца, или свой собственный огород на три морковки. Так, в заботах дети понимают всю хрупкость природы и силу человеческого влияния на неё. У истоков такого основательного подхода к окружающему миру стоял естествоиспытатель Карл Линней, в XVIII веке описавший всю флору и фауну родной Швеции. Его работоспособность достигала планетарных масштабов, а созданные им труды с лёгкостью заняли бы все книжные шкафы районной библиотеки. Вклад учёного в ботанику и зоологию настолько масштабен, что учеников, последовавших за ним в дебри Лапландии, называли не иначе как «апостолами». Так что Линнея можно с уверенностью окрестить первым «зелёным» подданным Шведского королевства.

 

Забота об экологии – это весело. Взрослые жители скандинавских стран давно выяснили, что детей не заманишь лозунгами. Для них всё должно быть максимально просто и легко. И лучше не придумаешь, если в это можно ещё и поиграть. Поэтому о проблемах экологии с ними говорят персонажи любимых книжек и мультиков. А свои знания в этой области они проверяют в игре. Так, существует настольная игра, где детям предлагают посоревноваться за звание мастера сортировки. Нетрудно догадаться, что выигрывает тот игрок, который правильно сумеет отсортировать свой мусор. Интерактивный подход, который используется для понимания экологических проблем, сохраняется и в младших классах школы. Например, к шведским школьникам в гости частенько заглядывает агент Ток. Этот экоразведчик на службе у образования рассказывает детям о том, почему надо экономить электричество, как это делать в своём доме и об альтернативных способах получения энергии. А в качестве домашнего задания агент Ток может, например, раздать стикеры с изображением зелёного листочка, которые дети должны наклеить рядом с розетками и выключателями света. «Зелёные» стикеры напоминают, что даже неработающий бытовой предмет необходимо выключить из электросети.

 

Нет чужого мусора. А это значит, что датский, финский, норвежский или шведский ребёнок, увидев на улице обёртку от шоколадки или пластиковую бутылку, не поморщившись, подберёт и то и другое, донесёт до сортировочной станции и выбросит. При этом не перепутав контейнер, куда выкидывать бумагу, а куда пластик. Сортировка – это азбука для тех, кто встаёт на путь «зелёного» джедая. Поэтому детей начинают учить сортировать мусор ещё в детском саду.

 

Питаться надо правильно. Поэтому, во-первых, еда в детских учреждениях почти всегда фермерская. Откуда именно брать тот или иной продукт, каждый детский сад или школа решает самостоятельно. Чаще всего выбирается хозяйство поближе. Ещё одна договорённость с фермером – экскурсии для воспитанников. Во-вторых, никаких вам «ложечку за папу, ложечку за маму». Эти педагогические приёмчики оставьте в ХХ веке. Ребёнок должен сам понимать, сколько и чего он может, а главное – хочет съесть. Поэтому кашу, и не только её, каждый карапуз накладывает себе сам. И дело не только в пищевой культуре, которая, безусловно, важна для здоровья, но и в стремлении не разбрасываться дарами природы. Здесь не забывают о голодающих детях Африки. В-третьих, родители каждого ребёнка в начале года озвучивают для воспитателей список того, что ест их малыш. Учитываются любимые и нелюбимые продукты, возможные аллергии и даже религиозные ограничения. И этот список никто из воспитателей не возьмётся оспаривать. И заставлять есть мясо любителя овощей не будут, как, впрочем, и наоборот.

 

Вокруг ребёнка должна быть создана экофрендли среда. Это касается и места для игр, и самих игрушек. В Норвегии все площадки сделаны исключительно из натурального дерева, а в ремонте образовательных учреждений используются строительные и декоративные материалы с экомаркировкой. Игрушек из китайского пластика здесь не встретишь. Дома они, конечно, могут быть, но и обычные норвежцы чаще выбирают своим детям бизиборды, деревянные конструкторы или игрушки, сшитые из хлопка. В Финляндии популярны домашние театры, сделанные своими руками, – пальчиковые или теней. А самые лучшие игры – это игры с родителями.

 

У вещи больше одной жизни. Она не может, а именно должна быть использована повторно. Так, на уроках труда, которые, конечно, называются здесь по-другому, но имеют схожий педагогический посыл, шведские школьники мастерят поделки из обрезов старых тканей и втулок от туалетной бумаги. Неизменным спросом пользуются секонд-хенды. Жители скандинавских стран придерживаются протестантской этики. И предпочитают не подпитывать своими кронами и евро фэшн-индустрию, выстроенную на поте и труде белошвеек из стран третьего мира, а покупать вещи, уже бывшие в употреблении. При этом уровень дохода на эту точку зрения никак не влияет. В столицах скандинавских стран винтаж не выходит из моды. И не только для взрослых. Прокатить малыша в ретроколяске, желательно оставшейся ещё после родителей, – особый шик.

 

Крути педали! Подавляющее число датчан, от мала до велика, передвигаются по городу на велосипеде. Этот вид транспорта настолько распространён в Копенгагене, что возник термин «копенгагенизация», означающий успешное развитие велосипедного движения в рамках мегаполиса. Датчане ездят на работу, в магазин и даже в гости, облачившись в выходные наряды, на велосипедах. Передвигаются целыми семьями – мама, папа и парочка детей. Для тех, у кого ещё не все отпрыски доросли до своего велосипеда, придумали сargo bike. Это что-то вроде велорикши, но с одним отличием: место для маленьких пассажиров расположено спереди. В Швеции тоже стараются передвигаться на велосипедах, но от машин пока не отказываются полностью и используют их для дальних путешествий. А вот в Финляндии на двухколёсный транспорт пересели люди пенсионного возраста.

 

Быть «зелёным» для обычного человека, любимого персонажа всех статистических исследований, – значит выработать рутинные привычки. И главное в этом, как и у джедая, – самодисциплина, а вовсе не световой меч.

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи:

комментарии