Как говорить с детьми о терроризме

Александр Загонов

психолог
08.04.2017
844
   

После трагедии в петербургском метро многие родители столкнулись с проблемой: как объяснить детям, что произошло. Психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий» Александр Загонов объясняет, как найти ответы на вопросы ребёнка, и обсудить с ним столь сложную тему.

Почему метро было закрыто?

«Потому что в метро взорвалась бомба. Её принес туда террорист. Пострадали люди. Метро закрыли для того, чтобы всё проверить на случай, если там есть ещё что-то опасное. Полицейские осмотрели каждую станцию, тоннели и поезда. Когда полицейские убедились, что в метро безопасно, оно опять начало работать».

В этот момент важно не отмахиваться, не замалчивать, но и не уходить в излишние детали. Избегайте ярко окрашенных эмоциональных слов, объясните саму логику происходящего. Отвечайте спокойно и не спеша, просто ведите рассказ на тему, интересующую ребёнка.

Кто такие террористы?

«Террористы – это люди, которые совершают ужасные поступки для того, чтобы напугать людей. Это как на войне, только еще хуже, нечестно и несправедливо, потому что они убивают мирных людей, которые с ними не воюют и не подготовлены. Поэтому получается, что людям очень трудно себя защитить от таких атак. Террористы считают, что если они всех очень напугают, то победят. Но они ошибаются, это не правда».

Нужно не только объяснить и назвать само явление, но и подчеркнуть, что это именно тяжкое преступление.

Почему террорист так сделал? Где он сейчас?

«Никто точно не знает, он никому не сказал. Мы можем только догадываться. Может быть, он был очень зол, может быть, его кто-то заставил или убедил так поступить, а может, он просто сумасшедший. Он погиб при взрыве. Взорвался. Больше он не сможет причинить кому-либо вред».

Постарайтесь воздержаться от агрессивных высказываний («Мы им отомстим!», «Убить их мало!»). Чем более уравновешенным будет ваше состояние, тем легче ребёнку воспринять информацию, а не «заразиться» переживаниями.

Мне жалко людей, которые умерли

«И мне. Я тоже это чувствую. Очень жаль. Мне грустно и хочется плакать. И это хорошо, что нам их жаль. Мы их ценим. И помним о них. Это означает переживать горе. Если хочешь, мы можем поговорить о погибших людях или просто немного помолчать в память о них».

Тут, наоборот, стоит дать волю своим чувствам. Есть три правила:

1. Помогайте ребёнку называть чувства на примере своих. Тогда он будет лучше осознавать, что с ним происходит.

2. Разделите переживания вместе с ним. Одному с ними непросто справиться.

3. Предложите какой-то конкретный способ выразить в действии свою скорбь.

Зачем здесь лежат цветы?

«Их принесли люди, которым тоже очень жаль. Так они выражают свои чувства: скорбь, грусть, горе. Это важно. Давай, и мы купим цветы? Так мы принесем соболезнования родным и близким погибших от взрыва»

Можно рассказать ребёнку о традициях, связанных с утратой, поговорить о ритуалах и символических действиях, закрепленных в нашей культуре, и об их смысле.

Террористы могут взорвать наш дом (улицу, садик, школу)?

«Наш дом и улицу охраняет полиция, а в садике/школе есть охранники и сигнализация. Много людей прямо сейчас работают, чтобы мы были в безопасности. У них есть машины и разные технические устройства, чтобы находить бомбы и террористов. Нам с тобой нужно лишь следовать простым правилам, например, не трогать предметы на улице, оставленные без присмотра. И тогда всё будет с нами в порядке».

Дальше стоит обсудить простые правила безопасного поведения. Они должны быть понятные и конкретные, их должно быть не больше пяти.

Почему люди вообще умирают?

«Люди умирают от разных причин. Кто-то из-за болезни, кто-то из-за несчастного случая. Многие живут очень долго, а когда они уже старенькие, они уходят из жизни. Я не знаю, почему так устроено. Это просто так есть. Именно поэтому жизнь – самое ценное, что есть на свете. Здорово, если я и ты будем её ценить, будем жить так, чтобы успеть сделать как можно больше, много где побывать, сблизиться с интересными нам людьми. Мы всё это можем, представляешь?»

Отвечая на вопросы о смерти, важно в результате помочь ребёнку «развернуться» в своих размышлениях по направлению к жизни, но это не должно превращаться в «подмену» и «передёргивание».

Ты тоже умрешь? А я?

«Да. И я. И ты. Но это будет когда-нибудь потом. Не сейчас. Это грустно. И пугает. Но сейчас мы с тобой живы и всё у нас в порядке. Я с тобой рядом, а ты со мной. Я люблю тебя и очень рада, что мы есть друг у друга. Правда?»

В этот момент не так важны формулировки и вообще слова, сколько то, как вам удастся телесно передать ребёнку ощущение, что он любим: через мимику, спокойную улыбку, объятия и поглаживания. Именно это может по-настоящему утешить. Какие бы непростые вопросы ни ставил перед вами ребёнок, всегда помните – не избегайте разговора. Вы ему нужны, как источник информации и поддержки.

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи:

комментарии