Пусть меня научат

Игорь Павлов

психолог, журналист и писатель, автор книг по детской психологии
30.03.2017
668
   

Времена, когда большинство профессий, из которых приходилось выбирать подрастающему поколению, укладывались в стихотворение Маяковского, давно прошли. Сегодня новые специальности появляются каждый год и устаревают быстрее, чем длится обучение в вузе. Рассказываем, как помочь детям не потеряться в этом многообразии и сделать выбор.

Попытка или пытка

Каждый отец хочет, чтобы его дети не ошиблись с выбором профессии, поэтому помогает им в этом деле, как может. Но иногда попытка помочь превращается для ребёнка в настоящую пытку. Особенно, если папа относится к такому типу родителей как «консерватор». Мерчендайзинг, копирайтинг для него непонятные и пугающие слова, а профессии тренд-вотчера или инфостилиста вообще за гранью понимания. Его представления о современном рынке труда исчерпываются устоявшимися стереотипами. Он полагает, что идти учиться надо либо на стоматолога, либо на бухгалтера, чтобы потом «грести деньги лопатой». И всячески подталкивает ребёнка сделать выбор в пользу мнения, не соответствующего нынешним реалиям.

Другой тип отца – «новатор», который, наоборот, наслышан о современных и самых модных профессиях. Он уже давно решил, что сын или дочь должны идти в ногу со временем. Что если не сегодня, то завтра или послезавтра его или её будущая профессия станет самой лучшей и высокооплачиваемой. Такой отец просчитал всё на десять лет вперед и теперь точно знает, на кого пойдет учиться его ребёнок. Мысль о профессиональном будущем сына или дочери тайно греет его самолюбие и питает личные амбиции.

Третий тип отца можно назвать «приверженец семейных традиций». Его не очень беспокоит, насколько стабильная / доходная / современная профессия должна быть у ребёнка. Важнее, станет ли он достойным продолжателем династии, пойдет ли по стопам отца, деда, а то и прадеда. Такие папы встречаются там, где на протяжении нескольких поколений члены семьи заняты в одной и той же сфере: врачи, юристы, инженеры, художники. Тогда профессия становится семейным делом. А выбор ребёнком иного профессионального пути рассматривается как предательство.

 

Выбор без выбора

Всех этих пап объединяет одно – они предоставляют детям выбор без… осознанного выбора. Навязывают решение, исходя из собственных интересов, взглядов или семейных традиций. А ребёнку остаётся только подчиниться и сделать вид, что этот выбор его устраивает. В итоге родитель удовлетворён, ребёнок пристроен в соответствующее учебное заведение – что может быть лучше? Вот только иллюзия благополучного выбора профессии может очень скоро лопнуть, как мыльный пузырь.

Преподавая в университете, я не раз замечал, как некоторые студенты на первом курсе без особого энтузиазма учили профильные предметы, со второго курса начинали прогуливать занятия, а с третьего или четвертого – отчислялись, либо заканчивали кое-как, с минимальными отметками. И далеко не все из них были неспособными. Некоторые юноши и девушки просто теряли интерес к изучению профессий, которые выбрали за них другие. А если нет интереса – нет мотивации и желания прикладывать усилия. «Если бы не родители, меня бы здесь не было» – говорят они, оправдывая своё отвращение к учёбе.

Кто виноват?

Дети, выбор за которых сделан родителями, в будущем, если вдруг окажется, что профессия себя не оправдала, станут винить в этом в первую очередь папу с мамой. Вспоминаю, как на консультации пожилая женщина, проработавшая несколько десятилетий учительницей музыки, с горестью вспоминала о том, как когда-то родители подтолкнули её поступать в педагогический вуз. И всё это время работа совершенно не приносила ей ни душевного, ни материального удовлетворения. Занятия с детьми казались ей неинтересными. И если бы родители тогда не настояли, она могла бы стать кем-то совершенно другим, найти себе профессию по душе.

В определённой мере это иллюзия – полагать, что если бы выбор был сделан совершенно самостоятельно, он был бы правильный. Ведь никто не застрахован от ошибки. Но когда выбор полностью делается вместо ребёнка, он не учится брать на себя ответственность и принимать жизненные решения. А ведь это – важные качества, которые пригодятся в любой профессии. Сегодня самостоятельность, умение принимать и аргументировать свои поступки, брать на себя ответственность за успехи и неудачи, а не винить во всём окружающих, ценятся на рынке труда. Отбирая у ребёнка право выбора, родители тормозят развитие соответствующих качеств. Кому потом будет нужен специалист, который даже свою специальность выбрал не самостоятельно?

 

«Спасибо» маме с папой

Бывает и так, что заканчивая учебное заведение, а то и спустя годы, дети вдруг начинают понимать, что родители сделали для них правильный выбор. С благодарностью вспоминают, как папа с мамой заставляли учиться тому, что особенно не интересовало. Многие родители на такую отсроченную благодарность и уповают, идея наперекор желаниям детей: «В будущем ты нам ещё спасибо скажешь!» Тешат себя мыслью о том, что ребёнок пока недостаточно взрослый, чтобы правильно оценить мудрое решение родителей и принять его.

Вроде бы неплохой вариант, если мы абсолютно уверены, что спустя годы ребёнок по достоинству оценит навязанную профессию. Но разве можно быть в этом уверенным на 100%? Тем более сейчас, когда каждый год появляются ещё более интересные и престижные новые специальности. Поэтому если есть хоть какое-то сомнение, что ребёнок так и не полюбит свою, рисковать его душевным благополучием в будущем не стоит. Разумеется, нет никаких гарантий, что самостоятельно выбранная профессия тоже не разочарует ребенка. Но такое разочарование может стимулировать его к поиску других путей самореализации. Да и пережить профессиональное разочарование легче, чем жить с отсутствием очарования своей профессией.

 

Профессия как протест

Некоторые дети протестуют против воли родителей и пытаются самостоятельно определиться, кем работать. Надо сказать, что протест – тоже далеко не лучшая стратегия поиска профессии. Да, это самостоятельный выбор, но он совершён не в соответствии со своими интересами, а вопреки интересам родителей. Иногда просто им назло. Некоторые готовы стать кем угодно, лишь бы не тем, кого хотят из них сделать родители.

Протестную стратегию поведения выбирают дети, чьи отношения с родителями являются достаточно конфликтными, когда папа с мамой слишком давят, навязывая свой выбор. Тогда решение принимается ребёнком исходя из нежелания угодить родителям – лишь бы уехать от них подальше, больше не испытывать давления и сделать всё по-своему. Такой выбор является самостоятельным только на первый взгляд. На самом же деле ребёнок тоже совершает его под давлением родителей, только действует от обратного. И если этот выбор себя не оправдает, виноватыми он будет считать опять же родителей. Ведь именно они не позволили ему осознанно подойти к выбору профессии, отказываясь слушать его доводы и принимая в расчет только собственное мнение. Ведь именно от них пришлось спасаться поступлением хоть куда-нибудь.

 

Вместе, а не вместо

Старшеклассники хоть и не всегда знают, чего хотят от жизни, но осознать свои потребности, интересы, способности и проанализировать разные профессиональные альтернативы вполне в состоянии. В том числе, с помощью взрослых. Важно только, чтобы в мире профессий отец выступал в роли ориентира и ненавязчивого советчика. Выбирал вместе с ребёнком, а не вместо него.

Занять такую позицию нелегко. Ведь мы хотим уберечь детей от ошибок. Желаем сыну или дочери счастливого будущего и хотим гордиться ими на старости лет. Поэтому мягко или не очень подталкиваем к выбору, который сами считаем наиболее оптимальным. И злимся или обижаемся, если ребёнок не принимает наше предложение.

Пока мы не научимся отделять собственные потребности и интересы от потребностей и интересов ребёнка, помочь ему с выбором профессии будет сложно. Поэтому первым делом отцу следует четко осознать, почему он хочет, чтобы ребёнок сделал именно такой выбор. Важно быть честным перед собой. Ведь за этим могут скрываться наши личные амбиции, желание сделать из ребёнка того, кем когда-то не удалось стать самому. Такое осознание помогает понять, чьими интересами мы руководствуемся на самом деле – его или собственными.

А далее следует более внимательно прислушаться к мнению сына или дочери. Каким он или она себя представляют через 5, 10, 20 лет? Чем хотели бы заниматься? Имеют ли увлечения, которые могли бы перерасти в профессиональное занятие? Важно показать ребёнку, что мы искренне интересуемся его мнением относительно профессионального будущего. Тогда и он станет более открытым и внимательным к папиным советам.

Но даже если ребёнок полностью готов принять мнение отца, не стоит ликовать и спешить нанимать соответствующего репетитора. Да, есть дети, которые не очень представляют, в каком направлении двигаться после школы. Которые совершенно не определились или относятся к этому как к чему-то несущественному. Тогда задача отца – показать ребёнку, как важно осознанно подойти к выбору будущей профессии. И без лишнего морализаторства помочь определиться с направлением.

Каждому родителю при этом следует быть готовым к тому, что любое профессиональное занятие – это не навсегда. Что современный человек, чтобы быть успешным, может сменить несколько профессий. И следует готовить к этому детей, не формируя у них представление о том, что прямо сейчас они должны сделать фатальный выбор, который полностью определит их будущую жизнь. А дать понять, что это всего лишь первый шаг во взрослый мир, сделав который человек обретает бесчисленные возможности для профессионального развития и самореализации.

Пусть меня научат

 

Времена, когда большинство профессий, из которых приходилось выбирать подрастающему поколению, укладывались в стихотворение Маяковского, давно прошли. Сегодня новые специальности появляются каждый год и устаревают быстрее, чем длится обучение в вузе. Рассказываем, как помочь детям не потеряться в этом многообразии и сделать выбор

 

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи:

комментарии