«Самая красивая» (Bellissima). Реж. Лукино Висконти. Италия, 1952
На киностудии «Чинечитта» объявляют кастинг для девочек до 8 лет. Жена рабочего, шумная Маддалена в исполнении Анны Маньяни стремится сделать всё, чтобы её маленькая дочь Мария выбилась из нищеты и стала актрисой. И соблазн устроить девочке счастливое будущее порой перевешивает здравый смысл. В своём раннем неореалистическом шедевре будущий режиссёр «Рокко и его братьев» и «Смерти в Венеции» ставит вопросы, отвечать на которые придётся каждому родителю: на что ты готов пойти ради своего ребёнка? И нужна ли ему такая жертва?
«Отец солдата». Реж. Резо Чхеидзе. СССР, 1965
Летом 1942 года виноградарь Георгий Махарашвили отправляется проведать сына-танкиста в госпитале. Но пока добирается до места назначения, сын выздоравливает и снова уходит на фронт. Не выдержав разлуки, отец записывается в мотострелковую воинскую часть и тоже идёт воевать. Их встреча состоится уже в Берлине, но сын умрёт от ранения на руках у отца. Фильм о долге, чести и настоящей родительской любви снят по сценарию Сулико Жгенти, сослуживец которого, пожилой колхозник стал настоящим отцом для молодых солдат и прототипом главного героя.
«Жизнь прекрасна» (La vita è bella). Реж. Роберто Бениньи. Италия, 1997
В 1939 году весёлый еврей Гвидо завоевывает любовь красотки-аристократки Доры, у них рождается ребёнок. Но приход к власти фашистов разрушает семейное счастье – Гвидо и пятилетнего Джошуа арестовывают и отправляют в концлагерь. Чтобы спасти сына, отец объясняет ему, что всё происходящее вокруг – игра. И если мальчик будет играть по правилам – жить в бараке, не плакать, прятаться от охраны, – то в качестве приза он получит настоящий танк! Серьёзные проблемы, такие как война, антисемитизм, самопожертвование, Роберто Бениньи, исполняющий главную роль, умеет разбавить удивительным юмором. Это одновременно и увеличивает драматизм происходящего на экране, и адаптирует жестокую тему для впечатлительного зрителя.
«Ловушка для родителей» (The Parent Trap). Реж. Нэнси Майерс. США, 1998
Абсолютная классика семейной комедии, наравне с «Один дома», ремейк одноимённого фильма 1961 года. Двух девочек-близняшек ещё в раннем детстве родители разделили при разводе: одна оказалась в Лондоне с мамой, а вторая с отцом в Калифорнии. Спустя 14 лет похожие как две капли воды Энни и Хелли (обеих девочек играет Линдси Лохан) случайно встречаются в летнем лагере, неизбежно узнают друг друга и решают поменяться ролями и исполнить детскую мечту – одна наконец-то увидит маму, а другая – папу. Следующая их уловка – восстановить семью.
«Любовь и предательство» (Baghban). Реж. Рави Чопра. Индия, 2003
Роскошная слезоточивая драма, какие умеют снимать только в Болливуде, с простым, но не выходящим из разряда актуальных месседжем: что имеем – не храним, потерявши – плачем. За полвека совместной жизни супруги Радж и Пужда Мальхотра вырастили четырех сыновей, но так и не накопили на свой дом, рассчитывая, что дети помогут им в старости. Однако, когда отец семейства выходит на пенсию, братья не спешат оказать поддержку родителям. Вместо этого они решают разделить отца и мать, чтобы те жили у них по очереди. И пока родные дети пытаются перещеголять друг друга по уровню цинизма, только приёмыш Алока будет показывать человеческое отношение к своим опекунам.
«Крупная рыба» (The Big Fish). Реж. Тим Бёртон. США, 2003
Перед смертью отец, большой выдумщик и потрясающий рассказчик Эдвард Блум, рассказывает историю своей жизни. В этом повествовании присутствуют добрый великан, злая волшебница, сиамские близнецы, эксцентричный оборотень-директор цирка и вообще такое количество невероятных деталей, что прагматичный сын главного героя откровенно злится на папашу, который на смертном одре вдруг открывает в себе талант Мюнхгаузена. И лишь когда все эти фантастические герои приходят к отцу на похороны, сын выясняет, что всё рассказанное было правдой.
«Подмена» (Changeling). Реж. Клинт Иствуд. США, 2008
Действие фильма происходит в Америке 1920-х годов и основано на реальных событиях. Кристин Коллинз, за роль которой Анджелина Джоли была четырежды номинирована на «Лучшую женскую» на крупнейших мировых кинофестивалях, подаёт заявление в полицию о пропаже своего девятилетнего сына Уолтера. Через несколько месяцев полицейские находят мальчика и устраивают им встречу, но мать говорит, что это не её сын. Тогда против женщины выступают копы, пресса, её объявляют сумасшедшей, запирают в психиатрической лечебнице, но это не помогает скрыть правду – полиция не нашла Уолтера. А значит, есть шанс, что мальчик жив, и Кристин продолжает искать его.
«Мать» (Madeo). Реж. Пон Чжун Хо. Корея, 2009
Юн До-Джуну почти тридцать лет, но из-за умственной отсталости он живёт с матерью. Однажды в их городке убивают школьницу, все улики указывают на местного дурачка, который под давлением полиции к тому же подписывает чистосердечное признание. И только мать уверена в его невиновности. С виду беспомощная, зарабатывающая знахарством и акупунктурой, она выходит на тропу войны, чтобы найти настоящего убийцу. И тогда сельский детектив о женском мужестве превращается в триллер об оголтелой материнской любви и её жутковатых последствиях.
«Землетрясение» (Tangshan da dizhen). Реж. Фэн Сяоган. Китай, 2010
«Землетрясение» – даже не столько фильм-катастрофа, сколько фильм-эпопея: в одну минуту рушится старый Китай, без разбора убивая тысячи людей, и тридцать лет строится новый. Масштабная драма рассказывает о Таншаньском землетрясении 1976 года, которое стало вторым по количеству жертв в мировой истории. Муж главной героини гибнет под обломками и женщина оказывается перед невозможным выбором – она может спасти только одного из своих детей. Ли Юаньни вытаскивает младшего сына, а спустя много лет узнает, что её старшая дочь тоже выжила под обломками.
«Древо жизни» (The Tree of Life). Реж. Терренс Малик. США, 2010
Для одиннадцатилетнего Джека рай – это его дом в Техасе. Отец в исполнении Брэда Питта учит его добиваться своего, мать – бескорыстно любить всё живое. Гибель младшего брата разрушает детский мир. И вот уже взрослый Джек оглядывается в прошлое, мучается Эдиповым комплексом и бесконечно рефлексирует по поводу своих отношений с близкими. Малик встраивает историю семьи в мистерию о сотворении мира, жизни и человечества. На фоне масштабного космического и земного эпоса режиссёр великих «Пустошей» показывает, что каждый человек является частью мироздания, и главное – это не потерять ребенка в себе.
Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.
комментарии