1. Что вижу, то пою
Предложите детям описывать в двух-трех фразах то, что они видят за окном машины или поезда. К примеру: «Нас обгоняет бензовоз». Или «Проехали просеку, вдоль которой стояли столбы с проводами». Или: «Видел на обочине ведра с картошкой». Игра идет веселее, если такими фразами вы обмениваетесь попарно. Можно задавать вопросы: «Какого цвета облака над лесом?», «Что означает знак в виде большого желтого квадрата?». Кажется, что развлечение немудреное, но оно прекрасно учит быстро переводить зрительные впечатления в словестную форму, а это полезный навык.
2. Интонации
Умение по-разному «окрашивать» речь эмоциями – важный навык. Потренируйте эту способность с ребенком в дороге. К примеру, предложите произнести какую-нибудь простую фразу на разный манер. Например «Ты – мой лучший друг». Пусть сначала акцент делается на разных словах. Превратите фразу в вопрос, крик о помощи, окрасьте ее нотами недоверия, злобы или восторга. Пусть сначала ребенок повторяет за вами, а потом предложите ему поэкспериментировать самому. Пусть он вообразит себя актером на сцене. Игра с акцентами тоже бывает занятна. Как фраза о друге прозвучит в устах грузина, якута, эстонца? А как эту фразу произнесет старый ворон?
3. Жили-были…
Отличная игра в дороге – совместное сочинение сказок или историй. Вы должны вместе сочинить сказку, придумывая предложения по очереди. Например, взрослый начинает: «Жили-были велосипед и тележка», ребенок продолжает: «Они любили вместе кататься по улице». Снова взрослый: «Но однажды они уехали так далеко, что заблудились» и т. д. Таким способом придумываются самые фантастические истории, сюжет которых можно развивать до бесконечности. Запишите совместно сочиненную сказку на диктофон телефона, пользуясь клавишей «пауза», а потом прослушайте всю историю от начала до конца. Обычно получается очень забавно!
4. Да и нет не говори
Один из участников игры задает вопросы, а второй на них отвечает. Есть правила: нельзя говорить слова «да» и «нет», нельзя молчать в ответ и отвечать надо очень быстро. Вопросы надо задавать таким образом, чтобы специально провоцировать другого игрока на запрещенные ответы:
– Какого цвета небо?
– Голубое.
– А трава зелёная?
– Наверное.
– Что растет на деревьях?
– Листья.
– Они тоже зеленые?
– Тоже.
– А какое твое любимое дерево?
– Яблоня.
– Яблоки съедобные?
Тот, кто нарушит правила, проигрывает или выходит из игры.
5. Снежный ком
Взрослый и ребенок по очереди называют какой-либо предмет и повторяют уже названные предметы друг за другом. Например, игру можно начать со слов: «Я еду в Африку и беру с собой чемодан». Второй игрок повторяет сказанное и добавляет свое: «Я еду в Африку и беру с собой чемодан и палатку». Вы снова повторяете и добавляете от себя: «Я еду в Африку и беру с собой чемодан, палатку и цветные карандаши» и т. д. Эта игра отлично развивает память. Чтобы удержать в голове больше предметов, можно представлять их зрительно и мысленно расставлять по углам.
6. Четвертый лишний
Вы называете четыре предмета, три из которых чем-то объединены, а один лишний. Например «чашка, пирог, кастрюля, тарелка». Ребенок должен определить, какой предмет лишний и назвать его: «лишний пирог, ведь он не относится к посуде». И обязательно дайте ему побывать в роли того, кто загадывает предметы!
7. Угадайка
Один из участников игры загадывает любой предмет, а второй участник должен догадаться, что это за предмет, задавая только такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, первый игрок загадал книгу. Второй начинает спрашивать:
– Это съедобное?
– Нет.
– Этим можно играть?
– Нет.
– Это продается в магазине?
– Да.
– Оно сделано из дерева?
– Нет.
– Из бумаги?
– Да.
– Это книга?
– Да!
8. Грузим корабль
Не забывайте и о старой доброй классике – игре, в которой надо по очереди называть слова, начинающиеся на одну букву. Например, на М: машина, мяч, мороженое, миска, морковка. Правило одно – слова должны быть реальными объектами, которые можно погрузить на корабль и перевезти по морю. Эта игра прекрасно развивает словарный запас и эрудицию, ведь если вы решили погрузить на корабль малахит, вам придется объяснить ребенку, что это за минерал такой.
Каждый, кто знает, – поймет. одно дело становиться папой, когда тебе чуть за двадцать. другое, когда тебе пятьдесят.
комментарии