Как не помешать сделать первые шаги

Анна Печалина

биолог, эколог и журналист, трижды мама
30.06.2016
358
   

Все родители переживают, если их ребёнок ещё не умеет того, что соседский в этом возрасте уже делает. Однако если кто-то пополз раньше, это ещё ни о чём не говорит.

 

Последовательность психомоторного развития отражена в таблицах, где указано, что должен уметь делать ребёнок в своём возрасте. Однако в таблицах приведены средние значения: если написано, что малыш садится в шесть месяцев, то это не значит, что все должны уметь сидеть в этом возрасте. Это значит, что в полгода большинство детей начинают сидеть, но есть и такие, кто сделал это в пять месяцев или в восемь – у всех разный темп развития. Если нет патологий, установленных неврологом, ортопедом или педиатром (они проявляются до того, как ребёнок начинает осознанные движения), то родителям нужно просто набраться терпения и наблюдать за тем, какую радость их ребёнок получает от того, что научился что-то делать сам: ещё вчера он не мог дотянуться до погремушки, а сегодня уже уверенно держит её в руке. Не надо лишать ребёнка этих переживаний – они очень важны для него.

ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ СО СПИНЫ НА ЖИВОТ

Возраст

4-5 месяцев

Что происходит

Мышцы шеи, спины и рук стали достаточно сильны, а движения ног и рук – скоординированы для того, чтобы самостоятельно менять положение тела.

Как помочь

Помогать в освоении переворотов, обязательно с улыбкой и словами поддержки, можно, когда:

– ребёнок лежит на спине, его немного приподнимают за вытянутые руки, и он хорошо поднимает голову;

– ребёнок около пяти минут лежит на животе, приподнимая голову.

Как не навредить

Не настаивать на общеразвивающем массаже. Массажисты не всегда учитывают потребности ребёнка и продолжают делать массаж даже тогда, когда малыш заходится в крике. Очевидно, что пользы от такого массажа нет: малыш напряжён во время крика, его мышцы не могут расслабиться, а если растягивать мышцу в состоянии напряжения, то неизбежно возникают болевые ощущения из-за микронадрывов мышечных волокон.

Комментарий

Анна Косова, педиатр клиники «Скандинавия»: "На этом этапе гимнастика с родителями может помочь малышу почувствовать движение и закрепить его. Есть такое упражнение: правой рукой папа обхватывает правую голень малыша, при этом левой рукой легко фиксирует левую ногу, чтобы та не сгибалась. Начинает мягко тянуть правую ногу вниз, а затем в сторону переворота, чтобы правая нога оказалась над левой. Не надо спешить – ребёнок должен почувствовать состояние поворота. Через некоторое время, выполняя это упражнение, он повернётся сам".

САДИТСЯ

Возраст

В 6 месяцев сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками или опираясь на свою руку, но спина может быть сильно согнута; в 8 месяцев сидит без поддержки. Не является патологией, если ребёнок сначала начал ползать, а только потом сидеть.

Что происходит

Позвоночник, мышцы спины, боковые и брюшного пресса достаточно окрепли и способны держать спину в вертикальном положении. Сначала дети опираются на руку, чтобы не завалиться на бок (вплоть до 13-14 месяцев), затем мышцы становятся настолько крепкими, что опора уже не требуется.

Как помочь

Лучшая помощь – терпеливое ожидание. Нужно учитывать, что крупные дети и недоношенные садятся чуть позднее. Легкий тонизирующий массаж и гимнастика помогут мышцам окрепнуть, а ребёнку – лучше осознать своё тело.

Как не навредить

Крайне не рекомендуется сажать ребёнка до того, как он сел сам – это слишком большая нагрузка на позвоночник и межпозвоночные диски. Однако разрешается сидеть в шезлонге, на коленях у родителей или на подушках, если спина малыша находится не вертикально, а под углом около 45 градусов.

Комментарий

Анна Косова, педиатр клиники «Скандинавия»: "Это как раз тот случай, когда не стоит помогать: существует прямая зависимость между мышечными движениями и развитием скелета. Лучше дождаться, пока ребёнок сядет сам: так он испытает радость от собственного достижения и родители точно будут знать, что теперь его опорная система готова к такому положению тела".

ПОЛЗЁТ

Возраст

7 месяцев

Что происходит

Координация движений достаточна, чтобы следить за движением рук и ног одновременно – их чередование требует сложной работы мозга. Стимулируется двигательная, познавательная активность ребёнка. Ползание ещё больше укрепляет мышцы, совершенствует мозговую деятельность, способствует появлению новых проводящих путей в мозолистом теле (чем больше нейронов, тем лучше связь). Перекрёстные движения рук и ног развивают координацию не только движений, но и совместную работу полушарий мозга.

Как помочь

Ребёнку нужно много места на твёрдой горизонтальной поверхности – уже с 4-5 месяцев можно выкладывать его на пол, располагая игрушки чуть дальше, чем длина его вытянутой руки. Хвалите малыша за его достижения, даже самые незначительные – ему это стоит большого труда.

Как не навредить

Нужно обеспечить ребёнку максимум возможностей для двигательной активности. Не оставлять его одного в манеже или кроватке, а завести специальное одеяло и расстилать его, к примеру, на кухне: он будет с интересом наблюдать за вами и у него появится множество новых стимулов. Многие врачи замечают, что у детей, которые не ползали до того, как начали стоять и ходить, активность одного из полушарий блокирует деятельность второго, так как мозолистое тело недостаточно развито и из соединительного мостика превращается в барьер. Недостаточная слаженность в работе полушарий приводит к трудностям в обучении, является причиной дисграфии и дислексии: в школе у ребёнка могут возникнуть трудности с чтением и письмом, внимательностью.

Комментарий

Анна Косова, педиатр клиники «Скандинавия»: "Практически невозможно форсировать развитие малыша до состояния опасности для здоровья, но навык, приобретённый самостоятельно (пусть медленней, но собственными усилиями), даёт малышу ощущение радости достижения и желание дальше работать столь же упорно. Если же у малыша с трудом получается ползать, то папа может научить его собственным примером – ползать рядом по полу на четвереньках".

ВСТАЁТ

Возраст

Около 8 месяцев начинает вставать, держась за опору.

Что происходит

Сперва ребёнок только поднимается, а так как стоять и опускаться ему ещё сложно, то потом он просто падает. С каждым днём всё дольше стоит у опоры, переносит вес на руки и приподнимает ногу. Затем малыш начинает двигаться вдоль опоры, перехватывая руками. Отдвигается от опоры и переносит вес на ноги, а руками поддерживает равновесие. На это может потребоваться от нескольких недель до пары месяцев.

Как помочь

Не стоит торопить малыша. Когда его мышцы и связки будут к этому готовы, он встанет сам – ему хочется стоять и ходить так же, как папа, не сомневайтесь.

Как не навредить

Забыть про ходунки! Они не дают ребёнку возможности пережить чувство равновесия, приводят к проблемам с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопию, косолапости, нарушению осанки.

Комментарий

Анна Косова, педиатр клиники «Скандинавия»: "Родители малышей с большим весом иногда переживают, когда малыш встаёт раньше указанного в книгах срока: мол, он ещё не готов, да и вес большой – не случилось бы чего. Однако если малыш встал сам, то это значит, во-первых, что у него есть для этого внутренний резерв и его тело уже готово к вертикальному положению, а во-вторых запретить ему вставать уже невозможно. Природа мудро устроила так, что как раз в это время начинается активное поступление кальция в кости и это обеспечивает правильное развитие скелета".

ХОДИТ

Возраст

От 9 месяцев до полутора лет, в зависимости от конституции, наследственных факторов и темперамента ребёнка.

Что происходит

Формируется последний изгиб позвоночника, мышцы со связками готовы к новым нагрузкам. Координация движений находится на достаточном уровне для работы с чувством равновесия. Мозговая деятельность развилась до нужной степени, чтобы контролировать не только движения рук и ног, как при ползании, но и положение тела в пространстве.

Как помочь

Адекватно реагировать на падения ребёнка – они теперь неизбежны. Не нужно с расстроенным лицом кидаться его поднимать – дети часто начинают плакать после того, как увидят испуганное выражение лица родителей. Нужно спокойно и ласково подбодрить малыша, дать возможность подняться самому и если у него не получается, то помочь.

Как не навредить

Не водите ребёнка, держа его за вытянутые вверх руки – это не даёт ему почувствовать опору и освоить чувство равновесия, сильно нагружает запястья и кисти рук. Поддерживайте малыша подмышками или в области плеч, чтобы он опирался на ваши руки, а не повисал на них.

Комментарий

Анна Косова, педиатр клиники «Скандинавия»: "Ребёнку нужно самостоятельно освоить чувство равновесия и постановку ноги. Поэтому лучше пусть он «ходит» вдоль дивана за игрушкой, которую мама или папа кладут всё дальше от него, но сам. Хождение «за ручки» нужно рассматривать как бонус и не злоупотреблять этим. Опять же нужно учитывать и темперамент ребёнка: некоторые дети очень осторожные, осмотрительные, а некоторые сразу рвутся вперёд, падают, встают, снова падают, и это их не останавливает. Особо нужно сказать об обуви – пока ребёнок не стал сам ходить, обувь ему не нужна – она выполняет лишь защитную функцию на прогулке. Лучше надевать мягкие и просторные пинетки".

Фото: Иван Трояновский

Андрей Чепакин

Каждый, кто знает, – поймет. одно дело становиться папой, когда тебе чуть за двадцать. другое, когда тебе пятьдесят.

5 18
Основные темы статьи: совет педиатра развитие физиология

комментарии