СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Много = хорошо?

ФОТО ЦГФКФФД СПБ
ТЕКСТ НАДЕЖДА ДЁМКИНА

Многодетность весь прошлый век была темой политической и сегодня остается на острие споров, причем не на индивидуальном уровне «любите ли вы детей?» А на общественной высоте «любите ли вы Родину?»…Было ли так всегда и что сегодня происходит с семьями,многодетными и не очень?

 width=

Раньше было лучше?
Один из мифов о многодетности, насаждаемый сегодня, — о том, как раньше хорошо и правильно жили наши предки. Рожали по 15 детей и жили душа в душу. Лубочная картинка богатого крестьянского дома, чистых деток на печи, мал мала меньше, в холщовых рубашках и сарафанчиках, нарисованная псевдопатриотами, вдрызг разбивается о статистику, которая говорит нам о реальных цифрах и действительности, которая за ними стояла. ХХ век, несомненно, стал водоразделом для нашей страны — не только в области демографии, но и во всех областях жизни. Гигантские социальные изменения, войны и репрессии, слом традиционных моделей поведения (в том числе и в семье) — это все мы будем пожинать еще не одно десятилетие. Однако демографические показатели меня¬лись не только в России, но и во всем западном мире, ученые говорят о «демографиче¬ском переходе», который Европа начала еще в XVIII веке, вслед за промышленной революцией, ну а мы следуем за ней. До этого высокая рождаемость обуславливалась высокой смертностью. Даже в конце XIX столетия из тысячи младенцев в России погибали 261 — это более чем четверть: инфекционные болезни, смертность во время родов, недостаток врачей в сельской местности и плохая обеспеченность медикаментами. К детской смерти массовое сознание относилось как к обыденному явлению: «Бог дал — Бог взял». Хотя, конечно, это не значит, что родители были всегда бесчувственны, однако отношение к смерти формировалось совершенно иное, чем сегодня. В результате исследователи говорят не о многодетности, а о многорождаемости в России. В середине XIX века больше половины детей умирало до достижения ими 20-летнего возраста. При этом, несмотря на религиозные установки, многодетность не была особенно желанной, дети воспринимались не столько как будущая рабочая сила, сколько как обуза на долгие годы. Об этом говорит множество народных пословиц, записанных Владимиром Далем: «Одно взять — или детки водить, или денег копить», «У богатого телята, а у бедного — ребята». Высокая смертность обуславливала высокую рождаемость, но наступление нового времени обнажало противоречия между идеальными семейными нравами и реальностью.

Завтра будет катастрофа?
Идеализация прошлого не может помочь нам построить счастливое будущее. Однако так же опасны и страшилки, которыми нас любят пугать сегодня с экрана телевизора и со страниц газет: Россия вымирает, нас захватит Китай, мигранты как угроза нации и т. д. Часто в такие дискуссии вступают люди, которые спекулируют цифрами и не стесняются откровенно националистических утверждений. Общественная паника приводит к тому, что выдвигаются проекты полного запрета абортов или сексуального воспитания школьников. Как будто благодаря этому все сразу станут многодетными, расселятся по Сибири и массовым трудом поднимут ВВП страны. Гораздо более реальную угрозу демографии представляет сегодняшняя высокая смертность в нашей стране. Алкоголизм, смертность от травм (связанная в том числе и с пьянством), сердечные заболевания, особенно среди мужского населения, — вот те проблемы, которые необходимо решать уже сегодня, если общество хочет, чтобы завтра было кому продолжать себя. Ну а сколько заводить детей — это всегда было и будет личным внутрисемейным вопросом. Мы же не будем всерьез рассматривать семьи, которые решают повысить свое благосостояние за счет рождения парочки «лишних» детей? Согласно исследованиям, экономические мотивы «детности» занимают последнее место по значимости, на первое место выходят мотивы социальные и психологические. Таким образом, политика государства, материально стимулирующая семьи, которые заводят второго ребенка и последующих детей, не может стать причиной продолжения рода, а может лишь оказать поддержку семьям, у которых есть желание родить еще детей. И эту систему, несомненно, нужно развивать и дорабатывать. Но она должна носить вспомогательный характер, а не быть рычагом манипулирования общественным сознанием. Впрочем, вопрос о причине многодетности не перестает будоражить общественность: такие темы то и дело мелькают на родительских форумах в Интернете. Вот характерный пример подобного высказывания: «Меня всегда мучил вопрос, а зачем женщине много детей? В прошлых веках понятно, не было противозачаточных средств, а сейчас? У меня двое, подумали про третьего, но не решились. Опять нужно было бы решать квартирный вопрос (сейчас у каждого есть комната), опять проблемы с работой, снижается материальный уровень семьи, сокращается время, уделяемое старшим, проблемы с садами, со школами. А потом, родить мало, нужно одеть, выкормить, выучить, но при этом хочется самой остаться женщиной, интересной для своего мужа. Неужели в многодетных семьях такая безоглядная любовь к детям?! А после прочтения недавнего топика про многодетных назревает вопрос: вы рожаете, чтобы были льготы? А почему они должны быть? Чем единственный ребенок в семье хуже, чем ваши из многодетной? И почему мы должны вас пропускать в очередях в садик, в поликлинике и т. д.? У меня нет к вам агрессии, но я вас не понимаю, ведь, когда планируешь ребенка, рассчитываешь только на свои силы — физические, финансовые, а от многодетных только и слышишь: нам должны, мы имеем право» С другой стороны, слышатся такие реплики: «А я вам вот что скажу: я не планировала иметь троих детей. Так случилось. Сбой контрацепции. Убить рука не поднялась. Вы уверены, что вправе рассуждать, кто кого как любит и кто лучше-хуже? Я лично ни от кого ничего не требую и не жду. И вам не советую». Или так: «Я не многодетная мама, но очень рада, что у меня два сына. Материальные издержки не перевешивают удовольствия от общения с двумя детьми. Моя сестра хотела троих и очень жалеет, что не сложилось (у нее два сына). Что касается льгот, то их с удовольствием обсуждают все мамочки, а не только многодетные. Вам часто приходится уступать свою очередь многодетным? Мне ни разу не пришлось».

 width=

Семья — это семь «я»?
Между тем семья сегодня меняется не только количественно, но и качественно. Разводы и последующие браки приводят к тому, что у одного супруга может быть несколько детей от разных браков, и ответственные родители продолжают участвовать в жизни детей независимо от своих отношений с бывшими супругами. В той же Швеции, например, законодательно закреплено, что дети должны проводить равное время с обоими родителями. Таким образом, там нередки следующие ситуации: одну неделю ребенок живет с папой, другую — с мамой. И многодетная семья в результате складывается от того, что к каждому из супругов на неделю приезжают по двое детей от предыдущего брака, неделю они проводят как многодетная семья с четырьмя детьми, а следующую неделю они проводят только вдвоем. Традиционные многодетные семьи сегодня — это и религиозные, и светские семьи. Первые чаще держатся общиной, знают и поддерживают друг друга, поскольку ходят в один и тот же храм, например. И многие клубы для многодетных основаны именно при храмах. Но то, что многодетные обязательно религиозны, — это явный стереотип, опровергаемый ими самостоятельно. Так, судя по опросу в Интернете, 57% многодетных семей считает себя нерелигиозными, а 42% — религиозными. Мама, инициировавшая этот опрос, пишет: «Очень часто сталкиваюсь с такой ситуацией: когда гуляю или просто куда-то иду с детьми, меня незнакомые люди, особенно бабушки всякие, сразу причисляют к религиозным. Начинают вести по этому поводу разговоры, вопросы задавать и т. д. При этом я убежденная атеистка, дети, естественно, не крещеные и ни в какую другую религию тоже не посвящены». Другая мама отвечает: «Стереотип есть. Когда я забеременела третьим, на работе сотрудницы этим интересовались. Да и сейчас часто этот вопрос слышу». В то же время мама из религиозной семьи считает так: «Мы религиозные, но здесь это не критерий многодетности. Вот 8–10 детей — это да, а трое-четверо почти у всех есть». Семья Шишкиных из Воронежской области — самая многодетная семья в России, с 20 собственными детьми — баптисты. Международные благотворительные организации постоянно приглашают их переехать за рубеж, однако Шишкины пока держатся. Их спасает то, что в советское время успели выстроить собственный дом на колхозной земле, да ведение подсобного хозяйства. Время на получение льгот они не тратят: пока соберешь все справки, лучше пойти подработать. Но неужели многодетная семья — это обязательно неблагополучная? Сами Шишкины себя неблагополучными не считают: дети все учатся, работают, помогают друг другу, отец не пьет… Но ведь понятия о благополучии тоже могут быть разными — в городе и деревне, в Москве и провинции, среди раз¬ных поколений и людей разного воспитания. Стереотип о неблагополучии таких семей распространен и становится инструментом агрессии, направленным и на подобные семьи, и на государство одновременно: «Зачем нищету плодить — все равно помощи не дождешься». Эта агрессия копилась не один десяток лет — в голодные 1990-е годы вслед моей маме, которая пыталась с коляской пройти в очередь за хлебом, кричали: «Нарожала — теперь без очереди идет!» И связана не столько с самим фактом многодетности (такая же агрессия направлена на людей с ограниченными возможностями, на пожилых), сколько с недостатком толерантности и привычкой к борьбе за существование, наследием прошлого столетия, когда нужно не просто кусок хлеба заработать, а еще и проследить, чтобы у соседа кусок не был больше.

И что в итоге?
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — писал классик, и с ним нельзя не поспорить. Все счастливые многодетные семьи счастливы по-своему, так же как по-своему счастливы семьи с одним или двумя детьми. Это счастье нельзя навязать сверху, религиозными постулатами или государственными законами, нельзя его склеить льготами и обеспечить скидками. Я сама выросла в многодетной семье. И первая реакция всех вокруг долгие годы была: как же вы, бедные, живете? Ну а мы жили прекрасно. Делили игрушки и ездили всей оравой в отпуск, ссорились и мирились, проверяли друг у друга уроки и ябедничали, устраивали общий кавардак и домашние представления на Новый год. От советского еще государства успели получить 4-комнатную квартиру, но вырастили и обеспечили нас только наши родители, и никто больше нам не помогал. И сейчас, когда самый младший из нас четверых уже оканчивает институт, мы по-прежнему все вместе, и каждый знает, что любой поможет другому. И не представляет, что могло бы быть иначе. Но история каждой семьи уникальна, а главное — она пишется каждый день, и поэтому здесь не может быть универсальных рецептов и советов. И что будет многодетность для вас — подарок судьбы или ответ на вопрос о смысле жизни, — только вы сами смо¬жете принять ответственное решение.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5