СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

В саду детства

ЦГАКФФД СПБ
ТЕКСТ НАДЕЖДА ДЁМКИНА

«Мы все учились понемногу» — эти пушкинские строки каждый из нас мог бы поставить эпиграфом к собственному опыту обучения. Чему, когда и как учить детей — все это вопросы, которые каждая эпоха решает по-своему.

 width=

«От кормилицы я научился большему, нежели от моих учителей»
Монтескье

Так же, как раньше дворяне записывали своего новорожденного солдатом в полк, чтобы к 18 годам он дослужился до офицера, так и сейчас родители встают в очередь в престижный детский сад и проводят разведку, какой конкурс в хорошей гимназии рядом с домом. Однако даже представление о том, что ребенка можно обучать и воспитывать, появилось в истории человечества совсем не так давно. И то не для всех детей.

Плюс электрификация
О каком детском обучении, тем более специальном, можно говорить, если в крестьянском сословии (самом многочисленном в России вплоть до середины позапрошлого века) дети уже лет с пяти начинали помогать в поле и по дому. До учебы, пусть даже самой элементарной, дело доходило далеко не у всех. Так что достижение советской власти — всеобщее образование — трудно оспорить. Вместе с приходом школы в самые отдаленные районы шло и специальное образование — символом советского детства стали дворцы и дома пионеров и школьников. Уже в ноябре 1917-го был открыт отдел внешкольного образования в Народном комиссариате образования РСФСР. Пусть и на жесткой политической основе, но в стране удалось создать разветвленную и разнообразную систему для всестороннего развития и профессиональной ориентации детей. Первый дом пионеров был открыт в Москве в 1923 году, первый дворец занял бывшее здание дворянского собрания в Харькове в 1935-м, а к 1957 году таких дворцов и домов было уже более двух тысяч.
В Ленинграде по инициативе Кирова с помощью 228 заводов, фабрик и институтов оборудовали целый комплекс в центре города, Аничков дворец, и в 1937 году подарили пионерам. «Это не только красивый и богатый дворец, это прежде всего умный дворец… В нем ребята найдут ключи, открывающие перед ними двери в большую науку и технику, в искусство», — сказал Самуил Маршак на открытии. И что удивительно, это оказалось правдой. Начали свои занятия во дворце театральный режиссер Лев Додин, нейрофизиолог Наталья Бехтерева, чемпион мира по шахматам Борис Спасский, певица Елена Образцова, космонавт Георгий Гречко, актриса Татьяна Доронина. Аничков проработал всю блокаду, не развалился в годы перестройки и поныне остается самым крупным в Европе учреждением дополнительного образования. 140 зданий, более 900 кружков, собственный загородный центр, концертный комплекс и даже парусно-моторное судно «Юный балтиец» — конечно, сюда едут заниматься дети из всех районов города.
Нам повезло, что советскую систему, которую копировали в странах социализма (от Кубы до КНДР), удалось сохранить и преобразовать в нечто новое, так что сейчас за разумные деньги семья может позволить ребенку искать себя и заниматься хоть авиамоделированием, хоть вышиванием. Была бы возможность у родителей водить на занятия (ведь дома творчества не находятся в шаговой доступности). Во всем мире такие центры чаще всего существуют на родительские деньги, либо финансируются муниципалитетом, общественными или религиозными организациями — у нас такие механизмы до сих пор не развиты, и услуги дополнительного образования лежат на плечах государства. Хорошо это или плохо — тема для отдельной дискуссии, но учитывая, как легко разлетелось по ветру (или разошлось по рукам) наследие советской империи, тем отраднее, что детям достались дворцы пионеров.

Дядьки, бонны и домашние учителя
«В детстве до 7 лет преобладает физическое развитие человека… высшие способности: разум, религиозное, нравственное, эстетическое чувство еще дремлют и не проявляются. Воспитание в это время должно быть семейное, домашнее, обучение должно возбудить к деятельности, развить дремлющие способности, и сведения должны быть передаваемы играя, наглядно, легко и занимательно для детей», — пишет журнал «Гувернантка» за 1862 год. Представления о том, что дети просто неспособны к серьезной учебе, бытовало вплоть до конца XIX столетия. И возраст вступления в разумную жизнь сдвигался по временной шкале вниз очень постепенно.
Мы не будем говорить сейчас отдельно о женском образовании — это особая тема, потому что очень долго считалось, что все образование девочки означает приготовление к замужеству, и, как правило, девочек не учили ничему, кроме танцев, музицирования, рукоделия и языков. Тот слой населения, который имел деньги и возможность учить своих детей, до отправления их в пансионы, лицеи и военные училища (а иногда и параллельно с официальным образованием) обучал детей дома. Гувернантки, няни, мамки, дядьки, бонны, учителя домашние и приходящие, наставники — весь арсенал средств шел в ход. Часто учителями были иностранцы, но постепенно среди них стали появляться и русские (от студентов до знаменитых профессоров и писателей). И многие знаменитые личности позапрошлого века прославились не благодаря своей профессии, а из-за хобби, которым они увлекались на досуге и которому обучались мимоходом. К примеру, композитор Римский-Корсаков был морским офицером («Сделаться музыкантом я не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком»).
Известный мемуарист Филипп Вигель, чье детство пришлось на конец XVIII — начало XIX века, вспоминает своих учителей: «едва исполнилось мне семь лет, как мне наняли учителя немца, Христиана Ивановича Мута. Еще до г. Мута учил уже меня русской грамоте по Псалтырю и Часослову наш крепостной, молодой человек Александр Никитин, род дядьки при братьях моих». Помимо обучения грамоте немец незаметно прививал мальчику и другие знания: учитель увлекался составлением гербариев, а также собирал гербовые печати с писем, и мальчик стал ему подражать — по письмам выучил гербы известных в России семей, а страсть к коллекциям осталась у него на всю жизнь. Вместе с Вигелем на уроки приходили сыновья соседей — ведь не все могли себе позволить нанять учителя. А вот как проходило дополнительное образование дворянина той поры: «Сверх того я брал еще другие уроки: софийский кафедральный протоиерей Сигаревич преподавал мне закон Божий, артиллерийский штык-юнкер Скрипкин учил меня арифметике и геометрии, наукам, в коих, мимоходом сказать, я весьма мало успевал. Один малороссийский виртуоз, которого очень хвалили, учил меня играть на фортепиано, а какой-то маляр учил рисовать. Не моя вина, если в обоих сих искусствах я не мастер: нашли, что они бесполезны, и скоро заставили бросить, тогда как к музыке я всегда чувствовал особенную склонность. Старшие братья, выпущенные гораздо после в кавалерийские полки, учили меня ездить верхом».
«Несоразмерно длинная череда английских бонн и гувернанток — одни бессильно ломая руки, другие загадочно улыбаясь — встречает меня при моем переходе через реку лет», — век спустя это уже пишет Владимир Набоков. Он вспоминает об уроках рисования, которые ему приходили давать на дом: «После того что я научился тушевать бок куба и при стирании резинкой не превращать с треском бумагу в гармонику, симпатичный старец довольствовался тем, что просто писал при мне свои райские яркие виды. Впоследствии, с десяти лет и до пятнадцати, мне давали уроки другие художники: сперва порасплывчатее, «широкими мазками», воспроизводить в красках какие-то тут же кое-как им слепленные из пластилина фигурки; а затем — знаменитый Добужинский». Навыки рисования в будущем Набоков применял не только для зарисовки бабочек (он всю жизнь увлекался энтомологией и даже открыл несколько новых видов), ведь, по признанию писателя, Добужинский «внушил кое-какие правила равновесия и взаимной гармонии, быть может, пригодившиеся мне и в литературном моем сочинительстве».
Художник Александр Бенуа вспоминает о себе в 7-летнем возрасте: «В 1877 году я уже был довольно большой и довольно смышленый мальчик, но, странное дело, я все еще не умел ни читать, ни писать. Я и не ощущал особенной нужды в этом. В книгах у нас, как в моей «личной», так и в большой папиной библиотеке, недостатка не было, и я значительную часть времени проводил с ними, причем, однако, не тексты меня интересовали, а картинки. Когда же являлось желание что-либо разузнать о том, что изображено, и о чем тут напечатано, то я всегда находил кого-либо, кто бы прочел мне это, будь то мама или бонна». И это ребенок из богатой, образованной и культурной семьи. Вскоре Сашу отправили в модное заведение — «киндергартен», как тогда было принято называть только что пришедшие в Россию детские сады. «Некоторые из этих «упражнений», вроде, например, нанизывания на нитки пестрого бисера или плетения узоров из цветных бумажных полосок или еще лепки из глины, занимали меня и даже доставляли известное удовольствие. Напротив, всякое вышивание или рисование по клеточкам и все, что имело целью развивать наблюдение, сосредотачивать внимание и сметливость, я ненавидел. Все это чередовалось с шуточными уроками грамоты и с настоящими играми», — вспоминает будущий художник. Его обучали по самой прогрессивной в XIX веке системе Фребеля. «Пение, рисование, живопись, скульптура должны быть с ранних пор предметом общего широкого воспитания и образования, должны с ранних пор практиковаться как существенные предметы серьезной школы», — писал этот педагог, который одним из первых разработал систему для развития детей младшего возраста, основанную прежде всего на игре. Пожалуй, именно первые детские сады стали той питательной средой, из которой затем постепенно, спустя десятки лет появились кружки и дома творчества для детей.

 width=

Поэт Василий Жуковский был учителем будущего императора Александра II:
Смею думать, что государь император не должен никогда хвалить великого князя за прилежание, а просто оказывать свое удовольствие ласковым обращением… великому князю надлежит привыкать видеть в исполнении своих обязанностей простую необходимость, не заслуживающую никакого особенного одобрения; такая привычка образует твердость характера. Каждый отдельный хороший поступок весьма маловажен; одно только продолжительное постоянство в добре заслуживает внимания и похвалы. Его высочество должен приучиться действовать без награды: мысль об отце должна быть его тайною совестью…
Из «Плана учения» Василия Жуковского, 1826 г.

До рождения
Сегодня детские садики и игровые методы обучения — реальность, к домашним учителям и гувернерам мы постепенно приходим опять, есть и многочисленные кружки и дворцы творчества, где с ребенком будут заниматься анимацией или бальными танцами. Но все больше говорится о том, что чем раньше начать развивать ребенка, тем лучше. Пренапедия — внутриутробная педагогика — основывается на том, что мозг ребенка необходимо стимулировать с самого начала его развития, так как именно на этом этапе нейроны мозга нуждаются во внешнем воздействии, в постоянном притоке новой информации, чтобы образовать как можно более разветвленную сеть (что означает более развитый интеллект). Есть также гипотеза Бориса Никитина, отца семерых детей и основоположника одной из систем о раннем развитии, о том, что с годами человек утрачивает способности к развитию (НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) и нельзя упустить тот момент, когда ребенок уже созрел и готов к обучению. Методы и опыт самой семьи Никитиных, возможно, спорны, однако дородовое и послеродовое обучение младенцев находит все больше последователей по всему миру. дети, прошедшие дородовое обучение, обладают более высоким IQ и более способны к дальнейшей учебе и раскрытию своих творческих способностей. В мире открываются школы младенцев, где танцуют, слушают музыку и обучают малышей до года по специальной программе, которая способствует более раннему психическому и физическому развитию детей. В Гарварде в 2006 году создан центр по раннему развитию ребенка, где все гипотезы и опыты проверяются уже научно — США считает развитие детей ни много ни мало основой экономики будущего.
Концепт Blaby, разработанный канадцем Джиофом Ремсэем, представляет собой mp3-плеер, предназначенный для проигрывания музыки слушателю, находящемуся в утробе матери. Выполненное в виде широкого пояса устройство содержит простой интерфейс для управления, USB-Порт для быстрой записи музыкальных файлов, три вибродинамика и микрофон, при помощи которого родители могут петь своему ожидающему появления на свет чаду колыбельные. Также конструктор позаботился о комфорте беременных женщин — в заднюю поверхность Blaby встроены снимающие напряжение массажеры.
Есть, конечно, и противники раннего развития, те, кто говорит, что родители стремятся вылепить из ребенка гения и тем самым лишают его детства. Но понятие меры никто не отменял. Желание во что бы то ни стало превратить киндера в вундеркинда действительно ни к чему хорошему не приведет. Но вряд ли тут виноваты системы раннего развития. Ведь еще в древнем Китае для беременных женщин создавали специальную среду, окружая их прекрасными предметами и играя гармоничные мелодии, а по Торе воспитание младенца начинается еще до его зачатия — значит, и тут мы всего лишь идем по стопам древних знаний, пытаясь разгадать тайну проявления человеческих талантов. Дети не роботы, чтобы программировать их на установку спортивных рекордов или гарантированное окончание аспирантуры (однако по мере продвижения работы ученых на генном уровне, возможно, нам придется обсуждать и этот вопрос). Тем не менее все мы хотим, чтобы наши дети были успешны и нашли себя, и тащим их в секцию по шахматам или нанимаем няню со знанием английского языка, и хотя эти усилия не пропадут, ничто так не способствует раскрытию творческих способностей ребенка, как обычная родительская любовь и ежедневное внимание.

 width=

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5