СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

«Две Ступки в одном театре»

ФОТО ВАДИМ ВАСЕНИН
БЕСЕДОВАЛА ЛИДИЯ БЕРЕЗНЯКОВА

Говорят: «На детях гениев природа отдыхает». Но нет правил без Исключений. Например, династия Ступок. Сын знаменитого Богдана Ступки Остап с успехом играет в театре, снимается в кино. В фильме «Тарас Бульба», где заглавную роль исполнил его отец, Остап сыграл казака Вертихвоста. Сын Остапа Дмитрий – студент, уже участвует в спектаклях, в кино дебютировал, снявшись в «Мы Из будущего – 2».

 width=
На фото Богдан Ступка, Народный артист СССР и Украины, Художественный руководитель театра им. Ивана Франко

– Богдан Сильвестрович, вы как-то говорили, что в актерской профессии самое главное – везение. Но вот и ваш сын, а теперь и внук – актеры. Неужели вы хотели детям столь ненадежной судьбы?
– Они у меня все решали сами. Я ничего не запрещал, чтобы потом они не говорили: вот, я из-за тебя не стал великим артистом. Кстати, мой отец и моя мама тоже не хотели, чтобы я был актером. Отец пел в оперном хоре, имел зарплату 110 рублей. А потом получал пенсию 50 рублей 12 копеек. И это все, что он заработал долгим служением театру. Я его спрашиваю: «Отец, и они думают, что на это можно жить?» Он отшутился: «жить стало лучше, жить стало смешнее». По мнению моих родителей, инженер, врач, продавец – вот это настоящие профессии.

– Но разве могли существовать иные профессии для ребенка, выросшего за кулисами!?
– О да! Я вырос в оперном театре. Слушал всех знаменитых певцов: Ивана Козловского, Беллу Руденко… и чудесного Сергея Лемешева! Он даже как-то погладил меня по голове, когда я крутился за кулисами. Каждую субботу и воскресенье начиная с 7 лет я не пропускал ни одной оперы, ни одного балета, и театр меня безнадежно «испортил». Если бы вы знали, как я хотел петь! Я приходил домой и пел басом, баритоном, тенором, сопрано, меццо-сопрано. Соседи просили родителей: «Скажите ему, чтобы перестал выть!» Кстати, детство Остапа и Димы, как и мое, тоже прошло за кулисами.

– И теперь они играют на сцене вашего театра. Причем с сыном вы играете вместе в одном спектакле «Легенда про Фауста». И наверняка волнуетесь за двоих? Ведь вам, очевидно, приходится им помогать и направлять…
– На сцене он не мой сын, а просто хороший партнер, между прочим, народный артист Украины. Ему уже 43 года. И в театр его взял совсем не я, а Сергей Данченко. Вообще в работу Остапа я не вмешиваюсь. У него есть свой режиссер, вот он его и направляет. я убежден: когда человек чего-то добивается сам, он начинает себя уважать. Остап замечательно играет Хлестакова, Фигаро. А вместе мы играли и в «Короле Лире», и даже в «Тевье Тевеле». А вот внук в 10–11 лет уже играл мальчика в «Мастере и Маргарите». А дома на кухне закатывал такие концерты, что мы умирали от смеха! Сейчас он на четвертом курсе киевского национального университета театра, кино и телевидения, я, между прочим, там преподаю. Не так давно в Школе-студии МХАТ показывали мы «Чайку», Дима – в роли Треплева. Подходит ко мне один большой режиссер: «Вот этот парень мне понравился». «Дима! – кричу, – ходь сюда!» «Вы какие-то родственники?» – интересуется режиссер. «Да, это мой внук». В «Женитьбе» он играет всех слуг и даже Дуняшу. Так что я доволен их успехами, и волноваться мне не зачто.

– В одном театре – сразу два народных артиста Украины, и оба Ступки. Справедливы ли слухи, что кто-то из вас хотел сменить фамилию?
– Где-то в начале карьеры Остап заявил: «Папа, поменяй фамилию». –«Зачем?» –«Ну не должно быть две Ступки в одном театре…» Такая вот былашутка.

– В такой театральной семье, наверное, и разговоры только о театре?
– Почему?! О женщинах говорим, о любви говорим, вот о политике не говорим.

– Оставалось ли у вас время на воспитание детей? И что вы хотели им привить в первую очередь?
– Я мечтал только, чтобы они выросли порядочными людьми. Времени на воспитание катастрофически не хватало. Сына больше мама воспитывала. А внук у нас живет. И им занимается больше бабушка.

– Так что можно сказать, что на первом месте у вас была все же карьера, а не семья?
– Нет. Для меня в равной степени всегда были важны и семья, и карьера. Кто знает?! А может, именно дети, внуки станут моими лучшими произведениями искусства.

– А своих детей наказывали, когда сильно допекали?
– Иногда да. Но только словом. Хотя рука у меня тяжелая. Вообще я больше либерал в воспитаниидетей.

– А что бы вы им никогда не простили?
– Да все бы простил. И на такой поступок, который совершил мой герой Тарас Бульба, я бы никогда не решился.

– И тем не менее вы сыграли сыноубийцу. Как вы решились на такую роль?
– Очень тяжело. Я сомневался, имею ли на нее право. Отказывался, потому что представлял себе Тараса по книжным иллюстрациям. Он такой крупный, под ним лошадь прогибалась. У Гоголя написано: 20 пудов… получается 320 килограммов! Успокоился. Не подхожу. Но меня уговорили.

 width=
На фото Остап Ступка

Народный артист Украины Остап Ступка в детстве играл на виолончели, студентом начал сниматься в кино, затем стал ведущим телешоу. Уже много лет он выходит на сцену театра им. Ивана Франко в таких спектаклях, как «Ревизор», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой».

– Остап, в спектакле «Легенда про Фауста» у вас с Богданом Сильвестровичем получился мощный, эмоциональный дуэт – схватка Мефистофеля и Фауста. Наверное, непросто играть такие роли родственникам?
– Конечно, было волнительно. Но никакого психологического дискомфорта я не испытывал. Наоборот, мне повезло. Отец – потрясающий партнер! Еще лет двадцать назад мы вместе играли в «Тевье Тевеле». Он – главного героя Тевье молочника, а я – студента Перчика. И это была потрясающая школа для меня, тогда начинающего артиста. Какой огромной казалась мне моя роль! Я все думал: боже, как я выучу столько текста! А сегодня роль студента Перчика мне кажется маленькой и скучной. И я сам отказался от нее.

– А ведь наверняка у отца возникало желание уберечь вас от ошибок, подстелить матрасик…
– Никакие матрасики он не стелил. Более того, даже не знал, что я поступаю в театральный. В 10-м классе я втихаря готовил программу на вступительные экзамены. Ему об этом как-то невзначай сказала коллега по гримерке, который и набирал студенческий курс. Отец приходит домой и говорит: «Ты готовишь какую-то программу. Ну, прочти мне что-то». А я: «Тебе читать не буду. У меня хватает своей комиссии в театральном институте». До сих пор не знаю, почему отказался ему читать. Возможно, стеснялся, а может, просто мне дома не хотелось этим заниматься. Ведь я роли разучиваю только в театре, а дома отдыхаю.

– Кстати, что читали на вступительных?
– Я читал монолог из пьесы Виктора Розова «Перед ужином». А из прозы – Джека Лондона «Мексиканец» про боксерский поединок. А еще танцевал испанский танец по совету мамы. Она же у меня балерина. Кстати, мама всегда поддерживала меня во всех безумных начинаниях. Какие-то пассы, пару движений мы с ней разучили.

– Отец, когда узнал, что вы идете в театральный, не говорил: сынок, зачем тебе это? Денег мало… А как «тяжела и неказиста жизнь советского артиста»…
– Его больше интересовало: смогу ли я что-то сделать в профессии. Помню, на первом курсе мы с товарищем показывали обезьян. Я играл грустную, а он – веселую. Мы довели зрительный зал до гомерического хохота. И отец признал тогда: «Да, этот может».

– А по поводу известности отца не рефлексировали? Многие звездные дети признавались, что им было сложно. Ответственность… Не посрамить фамилию…
– А я не думал об этом. работаешь себе. Главное, что мне все это очень нравилось.

– А какие качества, как вам кажется, вы взяли от отца?
– Он очень ответственный, с потрясающей профессиональной работоспособностью. И максимально честно относится к своей профессии, что и мы с Дмитрием стараемся делать.

– Ну а как руководитель он строг?
– Да. Он очень требовательный человек, прежде всего к себе. Ну а потом к нам с Димой. Как говорится: «Бей своих, чтобы чужие боялись».

– Кстати, для вашего сына вы тоже мэтр. Довольны ли вы его успехами? Играете ли где-нибудь вместе?
– Вместе мы играем в кинофильме «Мы из будущего – 2». Он так мечтал сняться в кино. Молодец! У него хороший старт. Я буду только счастлив, если у него будет получаться. Только чтобы не зазнавался. Но он такой максималист, поэтому, думаю, все нормально будет.

– Ваш сын пришел в актерскую профессию по проторенной дорожке. Да и вы, наверное, говорили, давай сынок, поможем. Или все-таки метания у него были?
– Я не склонен выбирать за детей их жизненный путь. Человек должен сам решать, к чему больше душа лежит. А Дима проходил сложные пути осознания своего признания. Отец перевел его из общеобразовательной школы в детскую академию искусств, где были занятия по рисованию, пению, танцу… Потом он поступил в Киевский национальный университет культуры и искусств. И только там окончательно созрел и сказал нам: «Хочу учиться в театральном институте». И перевелся туда. Но я в 20 лет уже окончил институт и работал в театре. А ему23 года, и он только на четвертом курсе, кстати, у деда, Сильвестровича. У его студентов все занятия по мастерству проходят в театре. И свои дипломы они тоже показывают на сцене театра. Более того, они заняты в репертуарных спектаклях. Так что из них мы уже выбираем себе актеров, которые будут в дальнейшем работать в театре. Дмитрий занят в двух спектаклях — «Ромео и Джульетта» и «Женитьба». Очень энергичный. Иногда не успокоить. Такой же младший – Богдан Ступка.

– Богдан Ступка младший! Это серьезная заявка на продолжение династии. У вас ведь трое детей, и все, наверное, с актерской жилкой.
– У меня трое детей: Дима – старший, дочери Устине – 10 лет, Богдану Ступке младшему – 2,5 года. Устина из них – самая спокойная, любит петь, рисует модели одежды. Все они, как и я когда-то, закулисные дети. Воспитанием старшего больше занимались мои родители. Да и я сам проводил много времени с бабушкой, дедушкой. У родителей были съемки, гастроли. А вот мой младший пока бегает по театру, присматривается. Но догнать сложно – шило такое.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5