СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Разговор «об этом»


ТЕКСТ ИГОРЬ ДОБРЯКОВ

Есть два понятия – сексуальное просвещение и половое воспитание. Первое сводится к рассказам о том, как устроены половые органы мужчины и женщины, как происходит половой акт и зачем он нужен. Половое воспитание значительно шире, оно включает в себя и сексуальное просвещение.

 width=

Мораль золотой середины
Половое воспитание – это формирование правильной половой роли и правильного полового поведения. Оно определяется принятой в обществе моралью. Можно выделить три основные формы сексуальной морали – репрессивная, золотой середины и либеральная.
В Советском Союзе сексуальная мораль была репрессивной. Люди старшего поколения помнят, что «секса у нас не было». Все разговоры «об этом» считались гадостью. Нужно было строить «светлое будущее» и не думать «о глупостях». Вопросы сексуального характера замалчивались, а если и поднимались, то с негативным подтекстом.
После развала Союза Россию качнуло из одной крайности в другую. На смену репрессивной морали пришла либеральная. Ценность сексуальных отношений перестали замалчивать. Разрабатываемые и внедряемые программы полового воспитания при этом нередко сводились к сексуальному просвещению. Примером может служить программа «За безопасный секс». Детям стали рассказывать во всех подробностях о том, что и как происходит. Подросткам и старшеклассником выдавали презервативы, объясняя, что безопасный секс – это секс без СПИДа, гонореи, сифилиса, беременности. Какое отношение к беременности после этого могло возникать у молодых людей, когда её ставили в один ряд с венерическими болезнями?! Подобная практика привела к снижению количества нежелательных беременностей, однако сроки сексуального дебюта сдвинулись, и совсем юным людям приходится решать вопросы, которые зачастую трудны и для взрослых женщин и мужчин.
Оптимальным вариантом является «мораль золотой середины». Она утверждает: отношения между мужчиной и женщиной действительно являются безусловной и очень большой ценностью. Одной из основных ценностей таких отношений является интимность, а значит, кричать и рассказывать о них не нужно.
Либерализация сексуальной морали привела к тому, что принцип интимности не соблюдается. Взять хотя бы пресловутую телевизионную передачу «Дом 2». Все открыто обсуждают, кто кого и как якобы «любит». Подобные разговоры не только лишают отношения интимности, но и смысла. Близкие отношения между мужчиной и женщиной стирают между ними и душевные, и телесные границы. Люди полностью доверяют друг другу и все знают друг о друге. Это замечательно, но это касается только двоих и никого больше. В крайнем случае, если что-то не получается, можно обратиться к специалисту, которому пара доверяет. Это очень важно.

К моменту, когда родители решаются поговорить «об этом », ребенок уже имеет определенные сведения о сексуальных отношениях между взрослыми

Как это ни покажется странным, но половое воспитание начинается во время беременности или даже на этапе ее планирования

Когда начинается воспитание
Как это ни покажется странным, но половое воспитание начинается во время беременности и даже на этапе ее планированияв то время, когда родители задумываются о поле будущего ребенка. Их желание иметь непременно мальчика или только девочку может говорить о наличии у них психологических проблем. Оптимальный вариант, когда родители хотят здорового малыша и им неважно, будет это девочка или мальчик. В семьях, где уже есть девочка, родителям часто хочется мальчика, и наоборот. Это нормально при условии, что если рождается второй ребенок такого же пола, как и первый, то родители все равно счастливы. В том, что девочке приносят розовые пеленочки, а мальчику – голубые, что девочкам дарят в основном куклы, а мальчикам – машинки, уже есть элементы полового воспитания. Однако основную роль в половом воспитании играют родители, осуществляя ее примером мужского и женского поведения, примером отношений друг к другу.

Половые роли
После трех лет у ребенка появляется самосознание. Он начинает осознавать себя мальчиком или девочкой и усваивает модели поведения, действующие в семье. Если у папы и мамы правильные половые роли, если папа – настоящий мужчина, а мама – настоящая женщина, то лучшего и желать не нужно. Малыш будет наблюдать за ними, видеть их гармоничные отношения, отмечать, как они друг другу нужны, как они заботятся друг о друге. Это и станет для него самым хорошим и самым правильным половым воспитанием. Не вдаваясь в подробности о том, что значит «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», можно сказать, что мужчина должен брать на себя ответственность за свою семью, за ее безопасность. Женщина должна обеспечить «тылы»: уют, комфорт, чтобы дома всем было хорошо, спокойно и удобно. И очень важно, чтобы родители любили друг друга, и у них не было разногласий в воспитании ребенка.

Телесные границы
Когда ребенок начинает осознавать себя мальчиком или девочкой, у него появляется чувство стыда наготы, которое есть только у человека. Ни у одного животного такого чувства нет. В это время идет построение телесных границ, которое заканчивается только с появлением вторичных половых признаков. Процесс этот идет постепенно, и родители должны с уважением относиться к телесным границам ребенка. Если, к примеру, мальчик вдруг говорит маме: «Мама, отвернись, я переодену трусики», мама должна ответить: «Конечно, ты уже взрослый парень». Многие же мамы в такой ситуации часто возмущаются: «Ты что, обалдел, что ли? Я же мать, и чего я там у тебя не видела? Быстро раздевайся!»
Нужно понимать, что у ребенка уже есть сексуальные переживания. У него есть эрогенные зоны, раздражение которых приводит к амбивалентным переживаниям: замешательству; удовольствию, тревоге… Есть правила поведения, которые родителям нужно соблюдать. Ни в коем случае нельзя целовать ребенка в губы. Запрещены слишком жаркие объятия. Родители должны понимать, что если эти объятия вызывают какие-то сексуальные переживания и ребенок стремится к ним, то нужно от этого уходить, а не стимулировать его сексуальность. Это очень важно!

У меня по-другому
Когда ребенок идет в детский сад, у него часто возникают вопросы и переживания, связанные с различием строения половых органов у мальчиков и девочек: «У меня так, а у нее по-другому. Почему?» Переживания у мальчиков и девочек в связи с этим разные. Первое, что замечают дети, – это разница в том, как происходит мочеиспускание. Мальчики испытывают чувство гордости: «Я такой ловкий, могу пописать и туда и сюда». Девочки же, напротив, испытывают комплекс неполноценности: «Я ничем не уступаю мальчику. Так же хорошо бегаю, прыгаю, а вот писать стоя не могу…».
Поддержка родителей в этот период имеет огромное значение. Бывают случаи, когда ребенок не принимает свой пол. Порой комплекс неполноценности у девочки с возрастом не проходит, а только усиливается. Есть такое понятие, как «комплекс зависти к пенису». Это случай, когда женщина воспроизводит мускулинные формы поведения, всей своей жизнью доказывая, что она не хуже мужчин. У мужчин порой встречается комплекс неполноценности, связанный с невозможностью забеременеть и родить ребенка. Задача родителей сводится к принятию и одинаковой поддержке и мальчика, и девочки.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок понимал свою половую роль и был доволен ею. Девочка должна считать, что лучше быть девочкой, мальчик – что лучше быть мальчиком. Если это не так, значит, у ребенка (как и у взрослого человека) есть какие-то проблемы, с которыми нужно обращаться к психологу. Человек, недовольный своим полом, несчастен.

Важно, чтобы ребенок правильно понимал свою половую роль: Девочка должна считать, что лучше быть девочкой. Мальчик – что лучше быть мальчиком

Потеря ориентиров
В отношении к гомосексуализму также следует ориентироваться на мораль золотой середины. С точки зрения репрессивной морали гомосексуализм – это патология, ее надо насильно лечить, а гомосексуалистов изолировать, сажать в тюрьму. В советское время так оно и было. Либеральная мораль, напротив, утверждает, что однополая любовь – это норма, можно её пропагандировать, устраивать гей-парады. Когда на консультацию ко мне приходят люди с так называемой нестандартной ориентацией, я вижу, что им очень трудно. У них в жизни много серьезных проблем. Вряд ли можно найти даже среди тех, которые считают гомосексуальность вариантом абсолютной нормы, людей, желающих такой нормы своим детям.
Происходит так не только потому, что наше общество обычно не принимает гомосексуальные отношения, но и оттого, что таким людям действительно сложно решать базовые потребности личности, в частности, проблему продолжение рода.

Детская гиперсексуальность
Причиной появления детской гиперсексуальности могут быть заболевания, связанные с поражением центральной нервной системы или головного мозга, а также эндогенные психические заболевания. Например, детская шизофрения часто сопровождается проявлением гиперсексуальности. Есть и другие причины, связанные с внешними факторами. Среди них неправильное поведение родителей, которые бессознательно стимулируют эрогенные зоны детей чрезмерными подмываниями, ласками, не стесняются при детях проявлять свою сексуальность… Причина может крыться и в том, что ребенку не уделяется достаточно внимания. Такое часто отмечается в детских домах. Если ребенку не хватает впечатлений, положительных эмоций, он стремится получить их доступными ему способами. Когда ему скучно и нечем заняться, он начинает изучать себя и обнаруживает, что раздражение определенных участков тела доставляет удовольствие. С точки зрения репрессивной морали в таких случаях ребенка надо наказывать, бить по рукам, ставить в угол, запугивать («если ты так будешь делать, то у тебя отсохнут руки»)… Либеральная мораль, напротив, утверждает: «Занимайся онанизмом! Это норма! Это естественно! Растет настоящий парень… Настоящая девушка…». И то и другое неправильно. Что говорит мораль золотой середины? Не радоваться и не ужасаться, а мягко отвлекать ребенка, переключать его внимание. Надо задуматься, с чем связано проявление у ребенка гиперсексуальности, отчего это явление возникает? Образно говоря, для родителей звонит своеобразный колокольчик: «Мне дискомфортно, мне недостаточно внимания, тепла и положительных эмоций, создайте мне их».
Причиной детской гиперсексуальности может быть и повышенный уровень тревоги. В таком случае, трогая себя, ребенок успокаивается. Взрослым снова надо искать причину этого явления. Она может крыться в дисгармоничных отношениях между родителями, в противоречивом воспитании. Мама требует одного, а папа другого. Порой причина кроется в разлуке с родителями, в рождении брата или сестры. Если самостоятельно справиться с ситуацией не удается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет выявить причины и даст рекомендации.

Откуда я взялся?
Если четырехлетний ребенок спрашивает: «Откуда я взялся?», это не значит, что родители должны во всех подробностях ему рассказать о том, как совершается половой акт. Информация должна соответствовать запросу и даваться дозированно. Достаточно ответить: «Из живота». Ребенок походит, подумает, потом спросит: «А как же я там оказался? А как я оттуда вылез?» Отвечать на такие вопросы надо спокойно, не смущаясь и, главное, не надо врать. «Мы очень хотели, чтобы ты у нас появился, наши клеточки соединились. Ты появился и стал расти в мамином животе. Когда ты вырос и тебе стало тесно, ты вылез через отверстие внизу живота». Обычно такие объяснения ребенка вполне устраивают.
Часто родителей волнует вопрос, когда нужно говорить с ребенком о строении половых органов и половом акте. Мое мнение расходится с мнением многих зарубежных и отечественных специалистов. Поскольку такие разговоры крайне неудобны и ребенку, и родителям, я считаю, что их вовсе не нужно вести. Тем более что к моменту, когда родители решаются поговорить «об этом», ребенок уже имеет определенные сведения о сексуальных отношениях между взрослыми. Иногда взрослые, видя проявляющийся интерес ребенка, пытаются подсунуть ему соответствующую книжку. В таком случае главное, чтобы книжка была хорошая. Один из лучших вариантов – книги Виктора Когана. Многие издания дают ребенку сведений больше, чем ему нужно. Пример — «Французская энциклопедия сексуальной жизни для детей». С моей точки зрения, это уже перебор.
Конечно, правильнее, если ребенок будет получать ответы на свои вопросы на индивидуальных консультациях у специалистов. У нас в городе работает замечательное учреждение «Ювента», куда за бесплатной консульта- цией могут обратиться и мальчики и девочки. Ответы на любые вопросы ребенок или подросток может также получить по специальному телефону 004, который недавно успешно начал работать в Петербурге.
Нет ничего страшного в том, что ребенок получит ин-формацию сексуального характера от сверстников. Вспоминая себя, многие взрослые отмечают, что почерпнули первые сведения о половых отношениях от одноклассников и друзей. Это не помешало им конструктивно решать возникающие сексуальные проблемы, вырасти достойными и порядочными людьми.

Элементарное уважение
Я глубоко убежден, что если отношения мамы и папы гармоничны, то никакая «грязь» к ребенку не пристанет. И наоборот, если отношения родителей дисгармоничны, нарушаются телесные границы ребенка, идет его сексуальная стимуляция. Однажды родители привели ко мне на консультацию пятилетнего ребенка, у которого был высокий уровень тревоги. Выяснилось, что родители смотрят порнографические фильмы, находясь с ним в одной комнате. «Мы ему говорим, чтобы он не смотрел, отворачивался», – комментировала мама. Такое отношение – неуважение к ребенку, его переживаниям. То же можно сказать о парах, которые позволяют себе в присутствии ребенка удовлетворять свои сексуальные желания.
Бытует мнение, что до трехлетнего возраста это приемлемо. Иногда родители дожидаются, чтобы ребенок заснул, и их не смущает, что кроватка расположена рядом с супружеским ложем, что малыш может проснуться от непонятных звуков и напугаться. Ситуация, при которой ребенок становится свидетелем интимной близости родителей, нередко оказывается для него психотравмирующей. Дети могут не помнить об этом, вытеснять из памяти, однако специалисты зачастую видят в этом причину невротического расстройства.
Однажды ко мне на прием пришла семья. Ребенок не мог есть вместе с родителями за одним столом, его тошнило. Он жаловался, что родители «сопят во время еды», и ему становится плохо. Оказалось, когда родители были молодыми, кроватка малыша стояла рядом с их постелью. Даже если он просыпался, они не стеснялись продолжать свои любовные занятия, успокаивая его после. Ребенок ничего этого не помнил. Однако психологическое обследование показало, что именно эти перенесенные им переживания стали причиной невротического расстройства. Родители должны знать об этом, уважать ребенка, находить возможность обеспечивать себе интимную обстановку.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5