СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Гиперактивные дети

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДАРЬЯ МЕРЕЖКО
ТЕКСТ ГАЛИНА МОНИНА

Наверняка вы встречали таких детей. Они вечно крутятся, бегают. От них шумно и утомительно. Иногда их называют «дети с моторчиком». Такому ребенку трудно концентрировать внимание, подчиняться принятым в группе или в семье правилам. Что это? Не доработка родителей? Синдром? Чужого суперактивного ребенка можно и потерпеть. А если он свой? Что делать?

 width=

Чрезмерно активные дети рождались во все времена. Еще в 1845 году немецкий врач Генрих Гофман в поэтической форме описал чрезвычайно подвижного и активного ребенка. Он и дал ему прозвище Непоседа Филлип. Таких «непосед» врачи начали всерьез изучать лишь в начале ХХ века. Разумеется, они придумали специальный научный термин – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Вскоре выяснилось, что в его формировании играют роль генетические механизмы, а также повреждение головного мозга. Психосоциальные факторы тоже вносят свою лепту – могут закреплять такое поведение.
Неготовность родителей к семейной жизни, напряженность и частые конфликты в семье, предубежденность и нетерпимость в отношении к детям, злоупотребление алкоголем и физические методы наказания – все эти обстоятельства усиливают проявление расстройств, возникших в результате наследственной патологии или повреждений головного мозга во время эмбрионального развития.
Гиперактивные дети обладают повышенной двигательной активностью. Им трудно неподвижно сидеть во время урока. Стоит отметить, что в отличие от просто энергичных детей эта активность носит у них бесцельный характер. Такие дети бурно реагируют на все внешние раздражители; они не могут сконцентрировать внимание на одном объекте.
Им очень трудно контролировать свои импульсы. К примеру, им очень сложно дожидаться своей очереди в игре или ждать, когда их спросит учитель. Многие родители, особеннмамы, испытывают постоянное чувство вины за то, что их ребенок не умеет «прилично себя вести».
Стоит заметить, что гиперактивные дети с удовольствием, увлеченностью и азартом занимаются тем делом, которое привлекло их внимание, является интересным и значимым для них. Но работа над скучным делом у них не ладится – нет внутреннего стимула, а внешний часто оказывается слишком слаб для них. Будучи гиперчувствительными, они порой мгновенно «считывают» эмоциональное состояние взрослых и тут же «заражаются» им.
Ребенок с СДВГ в семье и в детском саду подобен стихийному бедствию. Он много двигается, как правило, много говорит, задает огромное количество вопросов, порой не слушая ответов. Такой ребенок подвержен травмам. Синяки, ссадины, сотрясения мозга и переломы осложняют его жизнь. Естественно, подобное поведение зачастую вызывает негативное отношение к нему взрослых. Нередко ребенок с СДВГ ощущает себя изгоем. Поэтому важно, чтобы родители, приняв его таким, какой он есть, постарались создать вокруг него нужную атмосферу.
Ребенка с СДВГ нельзя лишать возможности двигаться. Физическая активность является его естественной потребностью. В результате восстанавливаются связи между структурами мозга. Движение такого малыша можно рассматривать в качестве защитного механизма. Необходимо не подавлять двигательную активность, а создавать условия для удовлетворения этой потребности ребенка.
Гиперактивные дети очень чувствительны к поощрениям и наказаниям, однако бессистемное, беспорядочное их применение может оказаться неэффективным, поскольку такие дети нуждаются в жесткой последовательности действий. В течение дня они получают множество замечаний, устают от них и часто проявляют в ответ агрессию. Гораздо эффективнее не ругать их, а поощрять за спокойное поведение. Специалисты считают, что поведение гиперактивных детей можно корректировать похвалами и замечаниями, только на одно замечание должно приходиться минимум пять похвал.
В семье с гиперактивным ребенком необходимо придерживаться ряда правил. Необходимо создать доброжелательную психологическую атмосферу в семье. Родителям надо уметь владеть собственными эмоциями, контролировать не только свои негативные, но и позитивные реакции, особенно если ребенок в это время выполняет или готовится выполнять какое-либо учебное задание. Тон занимающегося с ним взрослого должен носить нейтральный характер. И конечно же, нужен единодушный подход к воспитанию. Если это условие нарушается, ребенок начинает манипулировать взрослыми, старается почаще «забывать» о своих обязанностях.
Ребенок должен твердо знать, что можно, а чего нельзя делать дома. Запретов должно быть не очень много, но они должны строго соблюдаться.
В заключение стоит отметить, что дети с СДВГ составляют от 4 до 8 процентов «детского населения» планеты. Гиперактивностью в 3–4 раза чаще страдают мальчики. И что очень важно, такие дети ведут себя гораздо спокойнее при взаимодействии с папами. Практические выводы делайте сами!

Справка
Галина Монина, детский практический психолог, кандидат педагогических наук, соавтор монографии «Гиперактивные дети»

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5