СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Маленькие дети похожи на ученых



На вопросы журнала отвечает известный журналист, ученый, экскурсовод, школьный учитель и популяризатор науки Илья Колмановский

- Занятия наукой в России – это призвание, результат воспитания
или крест?
— Это привилегия, уникальная возможность изо дня в день посвящать
время занятию, которое может принести открытие и разгадку какой-
то тайны. Занятия наукой не приносят никому мгновенной при-
были. Единственное, чем может постоянно платить университетский ученый
за возможность заниматься наукой, это преподавание. У ученых во все мире
похожие образ жизни и финансовая ситуация, схожий круг интересов. Это выделяет их в особую социальную группу. У нас наука недофинансирована, выделяемые на нее деньги расходуются нерационально. Наши ученые обречены на тяжелое финансовое существование. Никакое преподавание их не спасает. Российский научный микросоциум более замкнут, чем в остальном мире. Если в мировых университетах создание популярной книги, участие в популярном фильме или телепередаче важно для ученого, то в нашей ситуации это не так. Российский ученый живет замкнуто, мало общается и с себе подобными, и с внешним миром. Он отшельник поневоле.
- Что делать? Растить новое поколение в новых условиях?
— Их нет! Условия ухудшаются, если говорить про жизнь ученого в России. Остаются университетские места, где можно дойти до бакалавра или магистра. Однако, если хочешь заниматься наукой, на стадии аспирантуры важно не просто слушать хорошие лекции, но оказаться в атмосфере совершающихся открытий. Если не считать возможность попасть в очень редкие, по-настоящему живые научные группы, самое продуктивное – уехать учиться в аспирантуру.
- В Москву или Петербург?
— Еще есть наукограды. Например Новосибирск или маленькие города вокруг
Москвы вроде Пущино. Но даже в Москве или в Петербурге таких групп бук-
вально единицы. Однако очень немногим людям действительно нужно идти по
этому пути. Когда мы говорим, что в семье растет маленький ученый пяти лет
от роду, это совершенно не значит, что он обязательно станет ученым. Он проходит важную стадию отношений с окружающим миром — он его осваивает.
- Можно ли стимулировать интерес ребенка к науке?
— Исследования показывают – маленькие дети по своему мышлению очень
похожи на ученых. Они строят гипотезы об окружающем мире, устраивают
эксперименты, уточняют свои догадки. Большинство людей по природе любо-
пытно. Задача – лишь не глушить это любопытство. Если ребенку интересны
динозавры, можно купить о них книги, сходить в музей, начать обсуждать их
жизнь. Все можно превратить в игру, а она способ познания мира.
В каком возрасте начинать эти игры?
— В 4–8 лет ребенок поражает способностью запомнить названия 99 динозавров. Он впитывает в себя информацию, как губка. Не особо систематизирует, не очень сильно применяет логику, просто запоминает много информации. Он создает свою картину мира, в которой надо понять, чем отличается стегозавр от ихтиозавра. Это тот возраст, когда надо просто удовлетворять любопытство и играть с ребенком. В возрасте 8–12 лет ребенок начинает искать закономерности и категории. Это время, когда начинается логическая игра. Для разных возрастов нужны разные игры и разговоры. Проще всего следовать интересам детей, они сами все подскажут.

Продолжение интервью читайте в печатной версии «Папиного журнала».

    Комментарии:

    Download SocComments v1.3
    Twitter
    Нравится
    SocButtons v1.5