СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Кружки — осознанная необходимость



Потребность водить ребенка на какие-либо занятия проявляется у родителей на разных этапах — некоторые начинают, когда ребенку полгода, другие спохватываются к средней школе, есть и те, кому это вовсе не приходит в голову. Но большинство рано или поздно сталкиваются с рядом вопросов: чем занять, куда ходить, как на это выделить время. Ответить на эти вопросы читателям «Папиного журнала» помогают научный сотрудник Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея Марина Рудина и врачи медицинского центра XXI век — ортопед Андрей Янов и педиатр, кандидат медицинских наук Надежда Александрова.

 width=

— Для чего нужны кружки и студии? Современным детям уже в детском саду преподают основы математики, чтения, с ними рисуют, занимаются музыкой и физкультурой. Не получается ли, что дополнительные занятия — это уже лишняя нагрузка?

Марина Рудина: Чем бы человек ни занимался, кем бы ни работал, ему обязательно нужно еще что-то свое, какое-то творчество, что-то, в чем можно было бы самовыражаться, — это потребность человеческой личности. Ребенку важно понять, как многообразен мир. Можно это постигать и через речь, через тело, через музыку, через живопись. Даже в математике — тебе вдруг показывают красоту какого-нибудь построения, и тогда хочется пойти и выучить, и постараться понять, о чем это.
Андрей Янов: Если говорить о спорте, то в 5–6 лет детям нужно по 5–6 часов в неделю физической нагрузки. Это могут быть просто подвижные игры с родителями на улице, значительные нагрузки не нужны, лишь общая физическая подготовка. В детском саду, как правило, ребенок необходимую нагрузку получает. А вот переходя в школу, он остается с двумя уроками физкультуры и с домашними заданиями, выполняя которые нужно сидеть и писать. Детям начального школьного возраста рекомендуется полтора–два часа двигательной активности в день. Как минимум8 часов в неделю. Очевидно, 2–3 уроков физкультуры в школе для этого недостаточно. И крайне редко кто-то действительно делает зарядку по утрам. При этом, по статистике, ¾ детей не занимаются ничем, и только 1/5 получают необходимую физическую нагрузку. Следовательно, остальное необходимо добирать в спортивных секциях.

Полезно ли детям раннее развитие?

Надежда Александрова: Тенденция, когда детей до года отдают на какие-то развивающие занятия, педиатрам не нравится. Практика показывает, что из-за частых контактов детки больше болеют. В итоге они не столько ходят на занятия, сколько болеют — сходят раз-два в месяц, а потом высаживаются дома. До года с развивающими занятиями мама может справиться сама, а кружки начинать лучше лет с двух-трех.
Андрей Янов: Ранние занятия серьезным спортом все-таки детям не показаны. Для спортивной секции самое раннее — это 5–6 лет, когда начинают брать детишек в фигурное катание и в спортивную гимнастику, в хореографию. Шесть-семь лет — оптимальный возраст для развития гибкости суставов, амплитуда движений у них достаточно хорошая. У семи-восьмилетних она уже значительно уменьшается, и для растяжек придется прикладывать гораздо больше усилий.
Марина Рудина: Постижение мира через собственный опыт — то, что дают изобразительные занятия с самого раннего возраста. Уже между теми детьми, которые приходят к педагогу в 3 года, и теми, кто к этому возрасту позанимался год, разница колоссальная. Конечно, те, что пришли позже, догонят потом, если педагог хороший, но разница ощутима. Дети, которые раньше начали заниматься, уже свободнее, не боятся листа, красок, материала, не боятся выразить себя. Это уже полноправные авторы.

— «Чтобы ходить на музыку, сперва нужно выяснить, есть ли у ребенка слух…», «Зачем нам рисование, и так видно, что Ренуар из него не вырастет…», «Чемпионом все равно не станет, поэтому в серьезную секцию мы и не пошли…» — представление о том, что ребенка следует усиленно обучать только тому, к чему он проявляет склонность, типичный образчик родительской амбициозности. Это можно понять: так приятно видеть успехи и чувствовать, что твое дитя движется в правильном направлении. Но как быть, если способности еще не очевидны?

Марина Рудина: Творчество существует вовсе не для того, чтобы удовлетворять чьи-то амбиции. И не может такого быть, чтобы ребенок не умел рисовать. Каждый человек способен сделать творческую работу, просто надо ему показать, как материал работает, и тогда он уже в состоянии выразить себя через цвет, через линию.
Андрей Янов: Выбирая из различных видов спорта, действительно стоит задуматься о том, к какому из них ребенок больше предрасположен. В спорте важно не быть последним, не быть хуже всех — иначе психологически очень тяжело.
По типу телосложения можно выделить три группы детей: мышечного — тут никаких соматических противопоказаний нет, и, если нет никаких отклонений в здоровье, они могут заниматься всем чем угодно и достигать достаточно хороших результатов. Детишкам с астено-торакальным типом телосложения (худенькие и длинные) больше рекомендованы нагрузки на развитие выносливости и силовые: бег, легкая атлетика, прыжки, хоккей, все виды единоборств, в плавании можно себя показать. Дигестивный тип телосложения (крупные, тяжелые) — таким детям сложно добиваться каких-то результатов во многих видах спорта. Можно посоветовать им все виды борьбы — самбо, дзюдо, рукопашный бой… могут показать себя в том же хоккее, водном поло, в «тяжелых» видах легкой атлетики — метании диска или толкании ядра. Девочкам с такой конституцией показаны фитнес и водное поло.

— А если выбирать секцию не с точки зрения спортивных достижений, а для здоровья — допустим, детям с какими-либо заболеваниями?

Андрей Янов: Оптимальный спорт для развития как выносливости, так и дыхательной системы, сбалансированная нагрузка на все группы мышц, при этом без нагрузки на опорно-двигательный аппарат, — это плавание. И его хорошо и полезно совмещать еще с какими-то видами спорта.
Надежда Александрова: Плавание полезно всем, за исключением детей, часто страдающих отитами. В поликлиниках есть кабинеты ЛФК, где бывают тренажерные залы и идут довольно серьезные занятия — не следует ими пренебрегать. В кабинетах ЛФК комплекс упражнений может быть подобран под конкретного ребенка, с учетом его состояния, и при этом нагрузки там будут хорошие.
При бронхиальной астме полезно заниматься пением. И показана любая физическая нагрузка — главное, чтобы это было в меру. Все зависит от степени тяжести заболевания. И нужен грамотный тренер — может быть, не надо сразу давать такую нагрузку, как другим детям, должен быть индивидуальный подход. Но важно учитывать, как у ребенка начинается приступ. Кому-то легкая атлетика подходит, а у кого-то пыльный зал, маты могут провоцировать приступы, и ситуация будет только ухудшаться.
При заболеваниях зрения не показаны какие-то силовые нагрузки, прыжки. А вот рисование не является противопоказанием, оно не так нагружает глаза.

— Понять, чем именно заниматься, — только половина дела. Важно также найти хорошую студию и хороших педагогов. Что тут можно посоветовать?

Марина Рудина: Хорошая детская студия должна быть направлена на развитие личности. Вне зависимости от того, чем ребенок будет заниматься, важнее всего атмосфера психологического комфорта, когда ребенок чувствует себя одновременно защищенным и свободным. При выборе кружка очень многое зависит от программы и от преподавателя. Поэтому хорошо бы пообщаться с руководителями, посмотреть выставленные фотографии или работы — так можно получить представление о том, что происходит в кружке. И конечно, стоит поговорить с родителями, дети которых уже туда ходят, и с самими детьми: сарафанное радио — надежный источник. Ко мне приблизительно 80% родителей приводят детей благодаря чужим отзывам.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5