СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Непопулярная депопуляция



В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Прирост отрицательный
Если бы главной задачей человечества было простое увеличение собственного поголовья, мы бы справлялись – население Земли ежегодно прирастает. В конце прошлого года на право считаться родиной семимиллиардного ребенка Земли претендовали сразу несколько стран. Среди них, кстати, была и Россия. За последние два века население нашей планеты выросло в семь раз. Если дальше так и пойдет, к концу нынешнего столетия мы преодолеем отметку в 10 миллиардов. Это очень много.
Проблема в том, что коэффициенты рождаемости распределены по странам очень неравномерно. Как говорится, «где-то пусто, где-то густо». Любопытно, что пока активнее всего размножаются люди, которых «и так много». В основном, это жители Африки. Тройка лидеров – Нигер, Уганда, Мали. Там каждая женщина репродуктивного возраста в среднем имеет более шести детей. Многие страны с высокой рождаемостью уже сейчас столкнулись с проблемой перенаселения или столкнутся с ней в самом ближайшем будущем. В то же время в других странах естественный прирост коренного населения или чуть выше смертности, или уже не обеспечивает простое воспроизводство нации. К примеру, нынче нулевой прирост населения в Австрии, Бельгии, Испании, Португалии, Дании, Ирландии. За последнее десятилетие XX века число стран с «минусовым» приростом населения в Европе выросло с трех до пятнадцати. Россия в их числе. Иначе этот отрицательный прирост называют депопуляцией, а в просторечии – вымиранием.
В России смертность впервые превысила рождаемость в 1991 году. С тех пор убыль населения продолжается, а большую часть выбывающего населения заменяет миграция. Многие исследователи считают, что падение рождаемости в разных странах мира – результат неизбежного перехода к индустриальному обществу; своеобразная плата за повышение уровня жизни. Заместитель директора Института демографии главного управления Высшей школы экономики С. В. Захаров отмечает, что отрицательный рост населения прогнозировался демографами в СССР задолго до 1991 года. Такая тенденция характерна для любой развитой страны мира. Низкая рождаемость в результате так называемого демографического перехода наблюдается во всех странах, где доминируют индустриальный и постиндустриальный типы экономики.
Ни среди наших политиков, ни среди основной массы населения России депопуляция непопулярна. Кому приятно сознавать, что нация вымирает? Правительство любой страны понимает, что население – это сила, и терять его – значит слабеть. Что же делать? Спокойно ждать своей участи и с ужасом представлять себе день, когда «в парк уйдет последний троллейбус»? Можно ли бороться с депопуляцией? Удается ли вообще политикам влиять на демографические тенденции? Такие примеры есть. Два наиболее характерных демонстрируют Китай и Франция.

Китайские заморочки
Анекдоты про китайцев, которые скоро заполонят весь мир, уже набили оскомину. Однако в каждой шутке, как известно, всего лишь доля шутки. После образования в 1949 году Китайской Народной Республики население страны стало неплохо зарабатывать и получать качественное медицинское обслуживание. Это привело к падению смертности и повышению рождаемости, да такому резкому, что уже с 1970 года правительство начало предпринимать попытки регуляции демографической ситуации в стране.
В отличие от «старушки Европы», китайским властям надо было сдержать неконтролируемый рост населения. В результате в 1981 году был провозглашен знаменитый лозунг «Одна семья – один ребенок». Родители, нарушившие это правило, должны были выплачивать штраф в размере около трех тысяч долларов. Огромные деньги для некоторых бедных районов страны. Заводить неограниченное количество детей в Китае было позволено лишь национальным меньшинствам. В 1982 году эти принципы управления воспроизводством населения был внесены в Конституцию КНР.
Каковы результаты? Нынче китайскому правительству приходится признать, что лозунг был слишком прост. Он не учитывал особенностей традиционного китайского менталитета, который диктовал правило – в семье обязательно должен быть сын, наследник фамилии и состояния. В условиях жесткого ограничения рождаемости женщины, беременные девочками, начали делать аборты. В структуре населения Китая наметился серьезный перекос. Мало того, что население страны стремительно стареет и молодежи приходится содержать все большее число стариков. Сокращение рождения девочек скоро приведет к тому, что уже через несколько лет миллионы молодых китайских мужчин просто не смогут найти себе невесту.
Впрочем, китайцев и без того много. По оценкам экспертов, население Китая на начало 2012 года составляет почти полтора миллиарда человек. Надежда мира только на экономическое развитие страны. Уже сейчас в Китае в число трех наиболее необходимых товаров для семьи входят квартира, автомобиль и домашний кинотеатр. Начался резкий рост расходов на вступление в брак. Если в 2002 году эта сумма составляла 50 тысяч юаней, то к 2005 году она выросла уже до 190 тысяч. Возможно, эти тенденции окажут гораздо большее воздействие на демографическую ситуацию в стране, чем декреты правительства. Китайские демографы заговорили о «холостяцком буме». Современная китайская молодежь не стремится обзаводиться семьями. Впрочем, китайские заморочки оставим китайцам. Сдерживание демографического роста – явно не наша проблема. Вопрос стоит иначе – можно ли стимулировать рождаемость в экономически развитой стране? Такой пример демонстрирует Франция.

Французская накачка
Франция стала первой страной в мире, которая, столкнувшись с депопуляцией, начала принимать меры. А беспокоиться стоило. Из-за огромного притока иммигрантов, охотно рожавших детей на новой родине, и снижения рождаемости среди самих французов, коренное население в перспективе оказалось под угрозой полного исчезновения. Известный французский писатель Жан Распай заметил однажды, что наводненная иммигрантами Франция перестанет существовать как нация. Она станет просто географической территорией.
В послевоенной Франции, в середине XX века, воспитание детей обходилось родителям очень дорого, и это вело к обеднению семей. Кстати, примерно такая ситуация наблюдается у нас сейчас. Пытаясь решить проблему, государство взяло на себя большую часть расходов на содержание и воспитание детей. Количество пособий и их размер постоянно увеличивались. Они достигли своего максимума при президенте Валери Жискар д'Эстене.
Пособия выплачивались семьям, имеющим хотя бы одного ребенка, и они увеличивались с появлением каждого последующего. Существовали даже пособия, получаемые бездетными семейными парами в течение нескольких первых лет брака – в качестве своеобразного аванса перед рождением ребенка. Чем больше было детей, тем большее количество пособий получала семья, тем меньше становились налоги и дольше длились декретные отпуска.
В современной Франции родители получают базовое пособие на рождение (около 850 евро) или усыновление (около 1700 евро) ребенка, а также массу дополнительных пособий. Их насчитывается целых пятнадцать, и большая их часть не зависит от дохода семьи. Одна из главных задач современной семейной политики Франции – дать родителям возможность сочетать воспитание детей с работой. Большая часть пособий на детей уменьшает расходы на няню.
Иными словами, во Франции идет целенаправленная закачка государственных денег в семьи, где есть дети. Дает ли это результат? Конечно. Более 80% француженок в возрасте от 25 до 39 лет заняты на постоянной работе, и при этом почти 60% детей моложе шести лет растут в семьях с двумя работающими родителями. Демографическая политика Франции привела к тому, что нынче средний уровень рождаемости в республике составляет 1,9–2,0 против 1,5 по Европейскому Союзу.
Однако для простого воспроизводства населения любой страны этот показатель должен быть больше двух, а точнее 2,11–2,15. Иными словами, несмотря на все усилия государства, французы продолжают вымирать, только не так быстро по сравнению с остальными европейскими нациями.

Что делать нам?
В конце своего первого президентского срока В. В. Путин в ежегодном обращении к Федеральному собранию назвал демографию самой острой проблемой России. Правительство неоднократно пыталось принимать меры для исправления ситуации. В 2001 году была принята «Концепция демографической политики России до 2015 года», предусматривающая выплаты при рождении ребенка, пособия, налоговые льготы, кредиты на приобретение жилья, которые списываются при рождении четвертого ребенка.
Руководство страны периодически рапортует о сокращении смертности в России – в 2010 она составила 14,5%, а в 2011 – уже 13,5%. Прекрасно, что показатели улучшаются, однако демографической проблемы это не решает. Ведь уровень рождаемости растет крайне медленно и все еще уступает уровню смертности. В 2011 году этот показатель составил 12,6%. По-видимому, остановить падение численности населения и получить прирост в ближайшее время не получится. По сравнению с другими европейскими странами Россия находится далеко не в лучшем положении. Свой вклад в ее депопуляцию внесли Гражданская и две мировые войны. Высок уровень преступности. По причинам криминального характера в нашей стране ежегодно уходят из жизни свыше 150 тысяч человек. Только в прошлом году на российских дорогах в ДТП погибли около 35 тысяч граждан. Часто в качестве причины депопуляции кивают и на развал СССР. Действительно, в наши дни у многих людей высока неуверенность в завтрашнем дне. Однако специалисты отмечают, что уже более четверти века назад прирост рождаемости в СССР шел в основном за счет среднеазиатских и закавказских республик, а в РСФСР уже тогда наметилась отрицательная демографическая тенденция.
В этом плане Россия повторяет развитие многих своих европейских соседей. И дело не в «кризисе семьи», о котором часто говорят аналитики. Традиционные виды семейных отношений подверглись наибольшим изменениям в странах Скандинавии. В результате в Исландии, к примеру, почти две трети детей рождаются вне брака. И, тем не менее, это одна из немногих развитых стран, где уровень рождаемости обеспечивает воспроизводство поколений.
Падение рождаемости нельзя объяснить и традиционными религиозными ценностями. Дело все-таки в экономике. Во всех мусульманских странах, достигших определенного уровня развития, рождаемость падает. К примеру, если в 1965 году в Тунисе на одну женщину приходилось в среднем 7 детей, то в 1995 году их стало 3, а в наши дни – 1,75.
И все-таки что-то делать надо. Нельзя пускать ситуацию на самотек. Рецепты есть. Некоторые эксперты считают, что поддерживать малоимущих – далеко не лучший выход (преступность среди детей из многодетных малоимущих семей зашкаливает). К примеру, социальная политика той же Франции ориентирована в основном на средний класс, а не на более нуждающиеся категории населения. Конечно, удобно ставить на средний класс. Его представители все равно рожают – чиновники могут рапортовать об успехах. Однако нам кажется, что в демографической гонке, а вернее в соревновании за более медленное сокращение нации, победит та страна, которая научится помогать лучшим представителям необеспеченного населения. Тем, кому сегодня не хватает совсем немного до совместимого с жизнью достатка. Помогать не деньгами, не жильем. Помогать вырваться в нормальную жизнь.
Как это сделать – вопрос сложный и комплексный. Возможно, поддержка врачей и учителей, переезжающих жить и работать в сельскую местность, будет стимулировать рождаемость эффективнее, чем материнский капитал. В том смысле, что люди, которые родятся у тех самых педагогов и докторов, вырастут в относительном достатке и гармонии, в нормальных семьях. В свою очередь, они тоже создадут крепкие, эффективные (в демографическом смысле этого слова) семьи. Очень хочется на это надеяться.

  • Практически все страны с высоким образовательным уровнем имеют низкие показатели рождаемости. Наоборот, лидеры по рождаемости – представители неграмотного населения. В арабских странах 38% населения старше 15 лет неграмотны, в странах «черной» Африки – 35%.
  • Каждую минуту в России умирает 5 человек, а рождается только 3, то есть смертность превышает рождаемость в среднем в 1,7 раза.
  • Демографический переход – исторически быстрое снижение рождаемости и возрастание смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества, для которого характерны высокая рождаемость и высокая смертность, к современному.
  • Ежегодно по численности населения Россия теряет целую область, равную Псковской, республику вроде Карелии или крупный город, такой как Краснодар.
  • В традиционном аграрном обществе дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл. Урбанизация и индустриализация разрушают эту установку и приводят к снижению рождаемости. И чем больше поколений прожили в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость.
  • На 100 российских женщин детородного возраста приходится 124 ребенка, а для простого численного возмещения поколений необходимо 215 детей.
  • По словам ведущего научного сотрудника Института социологии РАН Владимира Мукомеля, «И зарубежный, и советский опыт демонстрирует: попытки материально стимулировать рождаемость вызывают отклик либо у маргинальных групп населения, либо у представителей этнических групп, склонных к многодетности».
  • Согласно прогнозу ООН, к 2025 году Россия потеряет 11 миллионов человек.
  • На протяжении полувека Россия испытала три демографических кризиса: во время Первой мировой и гражданской войн, в годы коллективизации деревни и жестокого голода и, наконец, в период Великой Отечественной войны. В 90-х годах разразился новый, причем особенно сильный, демографический кризис.
  • За последние 10 лет население на Дальнем Востоке сократилось на 40%, на Крайнем Севере – на 60%. В Сибири за последние годы исчезли 11 000 деревень и 290 городов.
  • Руководитель Центра антропологии востока РГГУ Андрей Коротаев отмечает: «Скромные меры поддержки рождаемости в конце 2000-х годов сработали! У нас сейчас на поддержку семьи отпускается меньшая доля ВВП, чем в Германии, а рождаемость выше, чем в этой стране!».
Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5