СВЕЖИЙ НОМЕР

Недетские вопросы на детские темы

Папиному журналу отвечают петербургские политики, представители главных партий.

Непопулярная депопуляция

В России рождаемость не достигает уровня, необходимого для воспроизводства населения. Мы вымираем. Что делать?

Масскультура и классика: кто кого?



Стоит ли ограждать детей от поп–культуры? Об этом обстоятельно побеседовали детские писатели Анна Ремез и Ася Петрова.

 width=


А.П.: Сначала надо определить, что мы имеем в виду, разделяя культуру на массовую и не массовую. Ведь понятие «культуры» очень глобально. Хайдеггер называл культуру «сферой понимающего присутствие человека». В такое определение культуры входит абсолютно все — и комиксы, и сериалы, и даже футбольные матчи. А вот масскультура — это уже часть культуры, выхлоп куль¬туры, не более того.

А.Р.: Мне кажется, что сегодня массовая культура заняла такое пространствах в наших умах, что воспринимать ее как прида¬ток культуры просто невозможно. Если мы говорим о книгах, я бы скорее провела границу между коммерческой и не коммер¬ческой литературой.

А.П.: То есть коммерческая литература — это проявление масскультуры?

А.Р.: Проявление масскультуры — это прежде всего раскрутка, реклама. Есть наклейки с Гарри Поттером, фильмы про него, майки с его физиономией, значит, он явление масскультуры.

А.П.: Ты хочешь сказать, что, если бы книга «Гарри Поттер» не завоевала популярность, она бы не относилась к массовой литературе?

А.Р.: Я считаю — нет. Роман качественно написан, интересно придуман, несет вполне понятные и положительные ценности. Сам по себе текст «Гарри Поттера» я не считаю массовой литературой. А вот явление, то, как Гарри Поттер заполонил собой все на свете — да.

А.П.: Мне кажется, мы затрагиваем здесь очень важный вопрос. Ведь если массовую литературу считать примитивной, а потому дурно влияющей на читателя, то как это совместимо с тем, что массовая литература вполне способна доносить до нас правильные мудрые мысли? Вот, например, мне очень нравится серия про «Аню из зеленых мезонинов» Люси Мод Монтгомери; ее перепечатывали разные издательства. Это не высокая литература, а стопроцентно массовая коммерческая литература, детский сериал! И в то же время эти книги очень тонко и умно рассказывают о дружбе, любви, даже о смерти. А вот не коммерческие книги иногда попадаются просто скучные. Читаю я, например, недавно опубликованную книжку «Самоката» «Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира» Сильваны Гандольфи и понимаю, что произведение глубокое и умное, но для ребенка невыносимо скучное.

А.Р.: Ты знаешь, с этим можно поспорить. Все зависит от воспитания. Если с самого детства прививать ребенку любовь к хорошим книгам, читать сказки Пушкина, а не всякие страшилки и ужастики, ходить в музеи, разговаривать о прочитанном и увиденном, то у ребенка будут формироваться вкус и умение мыс лить ассоциативно, а это самое главное. Ту же «Алису в Стране чудес» без подготовки можно воспринять как скучную книгу, но если у ребенка есть какой-то багаж впечатлений и знаний, то ничего такого не произойдет.

А.П.: Как ты формируешь вкус у своей дочки?

А.Р.: Во-первых, до недавнего времени ей запрещалось смотреть телевизор. Теперь иногда смотрит мультики, но только те, которые мы с мужем отбираем, хорошие советские мультики. Во-вторых, мы с ней много разговариваем. Я думаю, очень важно, когда гуляешь с ребенком, например, обращать его внимание на красивый пейзаж, на то, в какие тона небо окрашено, и так далее. Я тут недавно прочитала об эксперименте, который в школах проводился. перед детьми выкладывали разные картинки, и они должны были выбрать, какая больше понравится. Часть картинок из глянцевых журналов и рекламных проспектов, часть — репродукции картин знаменитых художников. И почти все дети выбирали картинки из журналов. А одна девочка, рассмотрев солнечные блики на руках у женщины с полотна Васнецова, решила, что у той кожная болезнь!

А.П.: По-моему, это не очень честный эксперимент. Если бы передо мной положили фотографию Синди Кроуфорд и какой-нибудь портрет «Елены Адриановны» Васнецова, я бы тоже выбрала Синди Кроуфорд. Ребенка не надо обманывать, ему надо объяснять, что эта идеальная женщина сделана благодаря искусству фотографии, а эта — благодаря искусству живописи. и пускай он себе выбирает, что ему больше нравится. Только надо, чтобы он отдавал себе отчет в этом выборе.
Если ребенку нравится, допустим группа «Корни», пускай он ее слушает, но пускай он занет о существовании Моцарта, Баха, Шопена и будет способен оценить их музыку. То же самое с книгами.

А.Р.: Да я, в общем-то, не совсем против массовой культуры. Но ее надо уметь дозировать. А это сложно, потому что дети консерваторы, они привязываются к чему-то одному и в итоге застревают на месте, утрачивают способность мыслить неординарно, начинают мыслить серийно, как другие дети, у них смазываются личностные характеристики. Много умного по этому поводу написал Ортега-и-Гассет.

А.П.: Так-то оно так, но ты не думала о том, что ребенок, который совсем не включен в реалии масскультуры, может оказаться не в ладах со сверстниками? Личность у него при этом, конечно, будет яркая и неординарная, но как быть с повседневным общением? Если ребята в классе постоянно обсуждают, допустим, «Смешариков», а ребенок их даже не видел. Как ему быть?

А.Р.: Быть изгоем (смеется). Или обсуждать что-нибудь не массовое. Стихи, например.

А.П.: Да, поэзия, в отличие от прозы, не делится на массовую и интеллектуальную. Или делится?

А.Р.: Нет, мне кажется, стихи либо плохие, и тогда их просто не знают, либо хорошие, но в любом случае не массовые. Поэзия держится на ассоциациях, а потому изначально не всем доступна.

А.П.: Я вот еще к слову о доступности вспомнила, что у Пруста есть статья под названием «Похвала плохой музыке». Он там пишет о том, что плохая музыка способна донести добродетель и высокие ценности гораздо быстрее и гораздо большему числу людей, чем гениальная музыка для литературы это так же справедливо. А упомянутый тобой Ортега и Гассет говорил, что Пруст установил между людьми и вещами новое расстояние. И вот в этом расстоянии и заключается весь смысл.

А.Р.: Ну конечно! Надо учить детей тому, что можно подпускать близко, а что нет, а не держать их в стерильной комнате, населенной культурным достоянием цивилизации. На одних запретах далеко не уедешь.

Похожие статьи

Комментарии:

Download SocComments v1.3
Twitter
Нравится
SocButtons v1.5