А у нас во дворе

Игорь Павлов

психолог, журналист и писатель, автор книг по детской психологии
24.09.2017
209

Ещё каких-то лет двадцать назад обычный двор панельной многоэтажки или «хрущёвки» был пространством, с помощью которого дети учились делать первые шаги в большом мире. Давайте вспомним его сквозь призму детской психологии.

 

Место сбора

Школьнику или подростку среднестатистического советского города податься особо было некуда. Выбор ограничивался несколькими государственными кинотеатрами, парой-тройкой кафетериев с мороженым, парком с аттракционами и домом культуры с дискотекой по выходным. Каждый день в кинотеатры или на аттракционы ходить было не по карману. Кафетерии использовались сугубо по назначению – пришёл, съел и ушёл, посиделки по два-три часа с одной чашкой кофе тогда не практиковались. Поэтому для советских ребят двор становился местом, где они собирались компаниями и проводили практически всё свободное время. Его пространство располагало к играм, в том числе на гитаре. Дворы не были перегружены автомобилями. Многие из них походили на сады, утопая в деревьях и кустарниках. Нередко жители малоквартирных домов умудрялись разбить во дворах целые огороды, а набеги за спелыми ягодами и фруктами становились одним из любимых развлечений детворы. Двор почти целиком и полностью принадлежал детям и… бабушкам.

Межпоколенческие войны

Именно с самым старшим поколением приходилось делить двор детям и подросткам. Родители работали дни напролёт или были заняты домашними делами. А вот пенсионеры располагали не меньшим, чем дети, количеством свободного времени, которое надо было куда-то девать. Поэтому пожилые люди в тёплое время года предпочитали отдыхать на лавочках у подъездов и контролировать происходящее вокруг. Двор, в котором вырос я, имел всего пару скамеек и один столик, на который одновременно претендовали мы и соседские бабушки. Иногда дело доходило до настоящей борьбы за территорию. Споры возникали и по поводу того, где можно во дворе гонять мяч, а где нельзя, какие фрукты можно рвать с деревьев, а какие нет. Разница в восприятии дворового пространства взрослыми и детьми постоянно приводила к конфликтам между поколениями. Ведь для детей двор – это место игр и общения с друзьями, экспериментов с социальными нормами и родительскими запретами. Территория свободы от тесных комнат и назойливых родственников. Место, где ты начинал чувствовать себя взрослым, едва переступив порог крыльца. Бабушкам и дедушкам двор представлялся местом тихого отдыха, неспешного общения и мудрого созерцания.

 

 

Заключить перемирие

Несмотря на частые конфликты, без одной из сторон двор становился менее интересным. Рядом с детьми пожилые чувствовали собственную значимость, ощущали себя хранителями традиций, устоев и правил дворового порядка. Без галдящей вокруг детворы не от кого было защищать деревья, чистоту подъездов, тишину за окном. Некому было давать уроки хороших, но катастрофически устаревших манер. Не на кого было жаловаться родителям, упрекая тех в том, что они плохо воспитывают своих чад или вовсе не умеют этого делать. Двор заряжал пожилых людей энергией не меньше, чем детей, и поддерживал у них интерес к жизни, пусть хотя бы и к чужой.

Да и детям без пожилых людей во дворах было не так интересно. Ведь мы не только развлекались тем, что провоцировали бабушек, намеренно нарушая установленные ими правила, изучая границы дозволенного и исследуя человеческие характеры. В моменты перемирий на общей лавке старушки угощали нас выращенными на своих огородах овощами, рассказывали увлекательные истории из своей жизни. Пожилые мужчины играли с нами в карты, обыгрывая в три счёта, чем заставляли себя уважать. Все они были для нас воплощением уходящей эпохи. Живыми машинами времени, которые работают только в обратном направлении. Разница в возрасте иной раз доходила до 50-60 лет. Общение с представителями иного склада ума существенно расширяло детский кругозор. Знакомило с чужим опытом жизни и другим видением мира. Позволяло воспринимать жизнь как череду поколений, меняющихся представлений и традиций, пусть в детстве мы и не верили, что тоже когда-нибудь станем стариками.

 

Малые и большие

Если дворовое общение с пожилыми людьми расширяло детские представления о мире в масштабе целой эпохи, то общение с младшими или старшими сверстниками помогало научиться строить отношения с представителями одного с тобой поколения, но другого возраста. Двор был местом, одинаково привлекательным для малышей 3-5 лет, младших школьников, подростков и студентов. И местом их вынужденного сосуществования.

Если это был двор многоквартирного дома, дети могли объединяться в компании по возрастам. Во дворах поменьше детям приходилось общаться в одной компании. Малыши с обожанием наблюдали за ребятами постарше, учились их манерам поведения и привычкам, не обязательно правильным и хорошим. Старшие ребята упражнялись в чувстве юмора, подшучивали над теми, кто младше, жульничали в играх с ними. Это всегда было общение неровное – ни по возрасту, ни по эмоциональному тону. Общение, насыщенное самыми разными чувствами: радостью от принятия в компанию старшими ребятами, обидой от унижения, гордостью от защиты малыша, страхом перед дворовыми лидерами. Такой опыт разновозрастного общения со сверстниками был ценен сам по себе. Он давал возможность экспериментировать в отношениях, примерять на себя разные межличностные роли и статусы, лучше понимать других и самого себя.

 

Тебе водить!

Дворовая жизнь была немыслима и без уличных игр. Имея в кармане лишь кусок мела и перочинный ножик, дети могли занять себя почти на весь день. Домино, нарды, шашки, игры в фантики подогревали соревновательный дух, развивали смекалку, учили переживать свою победу и поражение. Даже игра в карты, которая в советские времена по умолчанию считалась совершенно не детским и пагубным занятием, объединяла всех детей двора, стирала статусные и возрастные границы между ними.

Игры в прятки, в «казаки-разбойники» и «классики» помогали вырваться из рутины. Некоторые дети здесь раскрывались с неожиданных для сверстников сторон, завоёвывали себе авторитет и уважение. В таких играх мы должны были учитывать качества друг друга, стремились лучше узнать соперников, учились становиться на точку зрения другого человека – всему тому, чему невозможно научиться в современных компьютерных или мобильных играх. 

 

На дворе XXI век

Можно много ностальгировать по ушедшим временам, но при этом важно понимать, что не только дворы изменились, но и дети тоже. Дворы перестали быть важной частью их жизни. Это естественный процесс виртуализации современной жизни, уменьшения дворового пространства за счёт увеличения количества автомобилей, плотной застройки домами и магазинами. Многим подросткам социальные сети сегодня заменяют двор и улицу. С одной стороны, в этом есть плюсы: улицы всё-таки не так безопасны, как домашнее пространство. С другой стороны, дети лишают себя неподдельного и насыщенного общения, которое может дать только двор. Но насильно ребёнка из квартиры на улицу не вытолкаешь. Да и не стоит пытаться. Во дворах по-прежнему можно встретить малышей, копающихся в песочницах под надзором мам, и младших школьников, которым куда-то надо девать свою энергию. Подростки и молодёжь постарше, если и выходят из дома, то предпочитают собираться в кафе или торговых центрах.

Да и, по правде говоря, когда мы выросли и сами стали родителями, изменилось наше отношение к дворам. Далеко не каждый из нас готов отпустить своего ребёнка туда, где его могут обидеть или где он станет заниматься чем-то, что мы не одобряем. Гораздо удобнее видеть его в соседней комнате, чем выглядывать из окна каждые полчаса. Мы понимаем, что дворовое общение полезно для развития детей, и одновременно боимся его, потому что оно находится за пределами родительского контроля. Это территория, которая ещё не совсем чужая, но уже и не совсем наша.

 

Иллюстрации: Маша Сергеева

Блог редакции

Здесь мы пишем о том, чем живём и над чем сейчас работаем

8 58
Основные темы статьи:

комментарии