По непротоптанному пути

Летняя редакция

25.08.2017
216

Начальное, среднее, высшее: считается, что на пути образования должно быть поменьше неожиданностей. А как быть, если не поступил в вуз? Стоит ли оканчивать школу экстерном? Что даёт учёба за рубежом? Мы собрали пять историй о нестандартном обучении из первых рук

 

Текст Олеся Полещук

Иллюстрации Александра Сухоненкова

 

 

Стоит ли менять школу?

Алексей Горигледжан (17 лет), Санкт-Петербург

Так получилось, что в 7-м классе мне пришлось сменить школу. Для этого было несколько причин. Во-первых, у меня сложились весьма скверные отношения со многими учениками в моей старой школе. Во-вторых, у меня и моей семьи образовались некоторые недопонимания с администрацией школы и педагогами. В-третьих, мои родители посчитали, что уровень образования в моей старой школе стал заметно падать и будет целесообразно сменить образовательный маршрут. В целом, инициатива о переходе в другую школу исходила полностью от моих родителей. Но я её, откровенно говоря, поддерживал.

Трудно сказать, оправдались ли мои ожидания от перехода в новую школу, так как ничего головокружительного я от него не ждал. Но вообще я остался доволен. И уж точно нисколько не пожалел о том, что перешёл.

Адаптироваться к новой учебной программе поначалу было непросто. В первые 2-3 месяца у меня ухудшились оценки, но постепенно вернулись на прежний уровень, а иногда я даже превосходил свои предыдущие результаты. Например, в старой школе мне с трудом давались точные науки, особенно геометрия с физикой. Но, к счастью, когда я перешёл в новую школу, меня встретил очень понимающий педагогический коллектив. Учителя всегда готовы были провести консультацию по непонятой теме и доступно ответить на все вопросы.

Уроки в новой школе тоже отличались от уроков в прежней. Это касалось их продолжительности – 40 минут вместо 45. Ну и нельзя забывать про отличия в методиках преподавания – в новой школе учителя подходили к своим предметам иначе.

К моему удивлению, в классе меня приняли очень тепло и дружелюбно. Я плавно влился в коллектив, началась новая жизнь. Одноклассники сразу ввели меня в своё небольшое сообщество и взяли надо мной «шефство», дабы помочь мне быстрее освоиться в новой социальной среде. Благодаря их помощи я без труда освоился и уже через пару месяцев чувствовал себя комфортно. Также не возникло никаких проблем и с новыми учителями, чему я безмерно рад. Всё-таки хорошо, когда многие не знают о твоих прошлых «заслугах» и «фокусах».

Повлияла ли на меня новая обстановка? Разумеется, и даже очень сильно. Я стал более раскрепощённым и уверенным в себе. Стал более коммуникабельным и открытым для новых знакомств. Я уверен, что без перехода в новую школу эти стороны моей личности так и не открылись бы в полной мере.

Если вам предстоит, как и мне когда-то, поменять школу, то в первую очередь взвесьте все потенциальные плюсы и минусы предстоящего перехода. Затем соберите как можно больше информации о школе, в которую вы собираетесь идти, желательно из различных источников. Изучите иерархию в новой школе и почувствуйте, какие эмоции она у вас вызывает – это становится понятно уже в первые дни обучения. Проанализировав обстановку, поймите, как следует себя вести в общении с новым окружением. Ну, и самое главное, не бойтесь переходить – это не так страшно. Помните, что всегда найдутся люди, которые будут готовы вам помочь.

 

Как выбрать школу за рубежом?

Дарья Солтык (17 лет), Санкт-Петербург – Торонто

Учиться в школе за границей я решила по двум причинам. Первая – это значимость зарубежного образования при устройстве на работу во всём мире. Вторая – мне хотелось быстрее стать более самостоятельной, живя отдельно от родителей, и мои дали мне такую возможность.

Страну для обучения и проживания мы искали вместе и сделали выбор в сторону Канады. Учитывали культуру, географию, менталитет. Но основным фактором стало то, что в последние 2-3 года уровень канадского образования сильно вырос и сейчас уступает лишь американскому. Кроме того, я выбрала Канаду, потому что здесь быстрее всего можно получить гражданство, что входит в мои планы. 

Обучение за границей не бывает бесплатным, если только вам не выпал шанс учиться год по обмену. Мои родители оплачивали два года моего обучения и планируют это делать дальше. Между школами, в зависимости от их статуса и месторасположения, есть финансовая разница, поэтому любой родитель может подобрать своему ребёнку подходящую без каких-либо проблем. Это тоже очень удобно.

Приспособиться к новой стране и образу жизни было нелегко. Давал о себе знать языковой барьер. Несмотря на то что уровень английского у меня хороший, поначалу было тяжело понимать людей из-за их акцента, к которому я не была готова. Но спустя два-три месяца мне стало проще общаться. Главное не стесняться своего акцента и не бояться задавать вопросы.

Отличия между школами в Торонто и в Петербурге я отметила сразу. Во-первых, это расписание. Здесь оно намного удобнее: ученик сам может выбирать предметы, которые хочет изучать. В первый год у меня не было такой возможности, потому что я оканчивала среднюю школу, а в ней список учебных дисциплин для всех одинаковый. Однако на втором году у меня появилась возможность составить подходящий мне список предметов, так как я перешла в 11-й класс старшей школы (всего в Канаде их 12). В течение последнего года обучения в школе я также смогу выбрать предметы, которые пригодятся мне уже для поступления в университет. Во-вторых, это продолжительность уроков и перемен. Уроки длятся 75 минут, перемены по 20, и на обеденный перерыв отводится целый час. В это время из школы можно выходить в город. Но самым большим отличием стали отношения между учителем и учеником. В школе все чувствуют себя наравне. За два года я ни разу не столкнулась с тем, чтобы учитель повышал голос, унижал, относился к кому-либо предвзято. Все расценивают друг друга как приятели и разговаривают так же. Я всегда могла подойти к любому из своих учителей после уроков и просто поговорить с ним о жизни, попросить совета. Это очень помогало.

Программа обучения показалась мне легче, чем в России, из-за способа подачи материала. В Канаде учителя делают уроки более увлекательными и не перегружают учеников домашними заданиями, а вместо них дают интересные проекты, которые позволяют развивать креативное мышление. Может, подготовка таких проектов занимает и больше времени, но они намного интереснее, чем обычные задачи, из-за этого делать их проще. И уроки тоже не кажутся длинными благодаря учителям, которые умеют заинтересовать. Больший акцент делается на практике – нас учат применять полученные знания в повседневной жизни, а не просто дают теорию, как это происходит в российских школах.

Здесь не принято, чтобы ученики делали самостоятельные работы после каждой пройденной темы. В течение семестра мы, в среднем, писали три теста, и мне не приходилось сильно уставать и «стрессовать» из-за них. Касалось это только главного экзамена в конце – он всего один, но готовиться к нему нужно очень долго. Таким образом, хоть постоянного контроля нет, ответственность за то, как усвоен материал, лежит на каждом ученике. Мне это очень нравится, ведь благодаря такой системе становишься более организованным и осознанным.

Хотела бы я учиться за границей с самого начала? Нет, потому что тогда я не могла бы сравнить разные системы, а это хороший опыт. Я считаю, что любой человек должен получить базовые знания в родной стране, а потом уже путешествовать по миру и рассматривать разные страны, в том числе их системы образования. 

Мой совет тем, кто собирается окончить школу за рубежом, – не бойтесь встречать новых людей, старайтесь получше узнать их культуру, ведь любая хороша по-своему, и не стесняйтесь своего акцента. Со временем он уйдёт, и появится тот, который характерен для данной местности. Человек умеет приспосабливаться ко всему, главное этого захотеть. Тот, кто не пробует ничего нового, не растёт. Так что удачи каждому, кто рвётся к новым вершинам, ничего не бойтесь, и у вас всё получится!

 

 

Зачем оканчивать школу экстерном?

Мария Лебедева (17 лет), Санкт-Петербург

Учиться экстерном я решила довольно спонтанно. В 9-м классе в программе началось много повторений, а самое главное – нас начали натаскивать на сдачу ОГЭ. И, выйдя после последнего экзамена, я поняла, что не хочу провести ещё два года в стрессе и страхе, готовясь к ЕГЭ. Поэтому я сказала родителям, что буду оканчивать школу экстерном – о такой возможности мне рассказала близкая подруга.

Родители спокойно отнеслись к моему выбору, особенно мама. В жизни я всегда следовала за своим сердцем, и мама с папой всегда поддерживали меня в любых начинаниях. Наверное, потому что знали, что идти против меня бесполезно.

После того как я окончательно приняла решение, мы вместе пошли к директору. Оказалось, что моя школа не предоставляла программу экстерната, но директор посоветовала нам другое учебное заведение, которое могло бы нам помочь, и тоже в нашем районе. Это оказался лицей № 533. Мы с мамой забрали документы из школы и поехали подавать их сюда. Нас очень хорошо встретил куратор экстерната и подробно объяснил, как всё будет происходить в течение года. Для одноклассников мой уход был ожидаем, ведь я всегда стремилась куда-то уехать или уйти. Учителя тоже никак на это не отреагировали, некоторые только спросили, зачем я решила это сделать, но не более.

Конечно, я боялась, что экстернат – это очень тяжело и я могу не справиться, ведь учеба в школе никогда не являлась для меня чем-то важным. У меня всегда была насыщенная жизнь за её стенами, и большую часть времени я уделяла своим хобби. Но всё сложилось как нельзя лучше. Мне сразу сказали, что появляться в школе я буду только на пробниках или если мне будет нужна библиотека. Я могла самостоятельно готовиться к экзаменам, а по предметам, по которым не нужно было сдавать ЕГЭ, было достаточно написать реферат на 10-12 страниц. Рефераты нужно было присылать на почту куратору, после проверки их преподавателями он присылал мне оценку. В случае если оценка меня не устраивала, я имела возможность её исправить, но, к счастью, делать этого мне ни разу не пришлось.

В итоге программу 10-го класса я сдала за первое полугодие, а 11-го – за второе. Про уроки я почти забыла. Моё расписание состояло в основном из занятий музыкой и вокалом, и три часа в неделю я уделяла русскому, английскому и математике. Причём ей после первого полугодия я перестала заниматься вообще, когда поняла, что для сдачи базовой математики моих знаний уже достаточно.

Если говорить в целом, то экстерн – великолепная вещь! Но он подходит не всем. Для меня это было прекрасным решением, потому что я – творческий человек, и в приоритете у меня была музыка. Покинув школу, я не сидела целыми днями дома, готовясь к экзаменам. Наоборот, с утра до вечера я заняла свои будни тем, на что у меня просто не хватило бы времени, учись я в школе. Поэтому, уходя на экстернат, вы должны чётко понимать, чем вы займёте эту кучу времени, чтобы не стать затворником. И если вы точно решили, что хотите окончить школу экстерном, мой вам совет: берите от жизни всё! У вас есть то, чего нет у многих: это время и свобода подумать о том, чего вы хотите. Самое главное, следуйте своему сердцу и живите в своё удовольствие, жизнь одна, и лучше прожить её так, как хотите именно вы. Лично мне экстернат дал многое и открыл двери, которые были нужны. Сейчас я довольна своей жизнью и ни о чём не жалею.

 

Что делать, если не поступил в вуз?

Иван Вербицкий (18 лет), Санкт-Петербург

Когда я ещё был школьником, мне хотелось поступить в ВШЭ (Высшую школу экономики). Для этого мне нужно было сдать обязательные предметы на ЕГЭ (русский язык и базовую математику) и дополнительно экзамены по профильной математике, обществознанию и английскому языку. Но к началу 11-го класса приоритеты поменялись, и я предпочёл отложить мысль о поступлении на какое-то время. Мне больше была интересна работа, не хотелось зависеть от родителей. На бюджетные места в ВШЭ я не попадал, а идти в другой вуз мне категорически не хотелось. К тому же было желание некоторое время после школы подумать о своём будущем, попутешествовать, понять, чего мне хочется от жизни. В Америке это называется Gap year. В нашей стране, к сожалению, такой возможности нет. Точнее, она называется «армия».

Родители отрицательно восприняли мою идею о том, чтобы попробовать поработать и пропустить год обучения. Они весьма скептически отнеслись к моей мысли о самостоятельности и считали, что это больше похоже на фантазии ребёнка, который захотел почувствовать себя взрослым, чем на осмысленные действия. 

У меня не было никакого плана после того, как я понял, что не смогу поступить. Но я чётко знал, что мне не хочется работать на кого-то. Вообще, больше всего в этой жизни мне не нравится от кого-либо зависеть. Поэтому я просто зашёл в Интернет, начал читать статьи и форумы, искал информацию о том, как найти дело, которое поможет мне обеспечивать свою жизнь на первое время и позволит накопить средства на открытие собственного бизнеса. Варианты с инвесторами я не рассматривал, несмотря на то, что в России есть интернет-площадки, на которых любой желающий может выложить свой проект и найти инвестора для его реализации.

Я начал с оптимизации бизнес-проектов молодых предпринимателей. Также составлял бизнес-планы и помогал в продвижении проектов на тех самых площадках для поиска инвесторов. Эти навыки я получил, ещё учась в школе. Подработка дала мне возможность собрать денег и уехать на два месяца в Будапешт. Знакомства, которые я завёл в ходе работы, помогли мне дальше продвигаться в этой сфере и выйти на новый уровень. Я всерьёз задумался о персональных проектах и начал постепенно их реализовывать, чем сейчас и занимаюсь.

Несомненно, я планирую поступить в университет через несколько лет. Но думаю, он будет не в России. Я мечтаю заниматься ресторанным бизнесом и хочу поехать учиться в Европу, чтобы за время обучения, во-первых, освоить и довести до совершенства несколько языков, во-вторых, пройти практику в одном из крупнейших ресторанов мира и увидеть данную структуру изнутри.

Я всегда хотел иметь семью. Такой формат отношений я считаю единственно правильным, возможно, по причине того, что отец рано ушёл из семьи. Сейчас у меня есть жена, мы официально расписались в декабре 2016 года. И хоть большинство людей из моего окружения говорят, что я сделал это рано и что в моём возрасте надо наслаждаться молодостью, я не считаю, что официальные отношения могут каким-либо образом мешать этому.

В общем, если вы не поступили в вуз, это не повод отчаиваться. Я могу посоветовать одно: всегда ставить перед собой высокие цели, даже если они кажутся невыполнимыми. Я уверен, что каждый человек способен достичь их. Верьте в себя, создавайте вокруг правильное окружение. Старайтесь общаться с умными людьми, которые уже достигли чего-то в жизни, вы сможете перенять у них колоссальный жизненный опыт. И никогда не переставайте заниматься самообразованием! Без него всё равно невозможно продвинуться далеко.

 

Как устроена учёба в иностранном университете?

Екатерина Хлебушкина (19 лет), Оренбург – Миккели

Я жила в маленьком уральском городе. Родители долгое время планировали куда-нибудь переехать, рассматривался и вариант заграницы. К тому моменту, когда я оканчивала школу, мой старший брат уже год учился в Финляндии и рассказывал много заманчивого о финском образовании. Я тоже захотела попробовать поступить в финский университет. Выбор был сделан по нескольким причинам. Во-первых, близкое расположение к России, чтобы всегда была возможность быстро и дёшево добраться до Петербурга и встретиться с родными. Во-вторых, в отличие от многих других европейских стран, образование в Финляндии было бесплатным, что также сыграло свою роль (к сожалению, с 2017 года оно стало платным для всех поступающих). Ну, и к тому же обучение по международной программе проводится на английском языке, а не на финском, что немаловажно.

Проходные экзамены для поступления я сдавала в апреле в Питере: тесты по английскому языку, физике и математике. Они были не очень сложные, у меня не возникло никаких проблем. Конечно, мороки с документами было побольше, чем в российских вузах, но в итоге весь процесс поступления был куда проще, даже несмотря на то, что он может показаться довольно долгим.

К счастью, языкового барьера в университете у меня не возникло, моего уровня английского вполне хватало, чтобы усваивать материал, писать курсовые и общаться с преподавателями. Поначалу было немного сложно общаться с местными, потому что финский совсем не похож на другие языки. Но на первом курсе у нас были обязательные занятия по финскому языку, где нас научили основам, ну и со временем стало гораздо привычнее. Поддерживать полноценную беседу с финнами я пока ещё не могу, но понимаю, когда обращаются ко мне.

Сейчас я учусь на «Информационных технологиях» в XMAK – South-Eastern Finland University of Applied Sciences, и это очень интересно. Я рассчитываю найти работу по специальности. Для меня страна особо не имеет значения, скорее компания и должность. Возвращаться в Россию не собираюсь, но и уезжать далеко от родных не хочется, так что планирую осесть где-нибудь в Европе.

Что же касается лекций, пар и экзаменов, то это, наверное, самая интересная часть финского образования. Здесь работает принцип «открытого обучения», то есть студенты сами решают, чему хотят учиться. Любой студент может изучать курсы как по своей специальности, так и по любой другой, единственное условие – пройти некоторое количество обязательных курсов. Посещаемость практически везде необязательная, все материалы есть на сайте университета, благодаря чему можно составить максимально удобное лично для тебя расписание занятий. Помимо этого, любой человек с улицы может зайти в университет и послушать лекции, не имея при этом официального статуса студента. 

Университет находится в маленьком студенческом городке. Студенты полностью занимают одну улицу, которая состоит только из общежитий. А сам город Миккели находится буквально в лесу и окружён озёрами, так что скучно не бывает никогда: я много времени провожу с друзьями, а когда хочется побыть одной – выхожу из дома, оказываюсь посреди потрясающей природы, просто гуляю и дышу чистым воздухом. Общежития предоставляются не университетом, а отдельной компанией: обширная комната в двухкомнатной квартире с отдельным санузлом и кухней стоит от 270 до 350 евро в месяц. Именно поэтому мы с друзьями снимаем отдельную трёхкомнатную квартиру, не менее удобную и комфортную, которая обходится в 2-3 раза дешевле.

Могу с уверенностью сказать, что мои ожидания по поводу учёбы оправдались. Хотя, конечно, есть моменты, на которые стоит обратить внимание перед тем, как говорить, что всё здесь идеально. Это цены на жильё и многие продукты, которые несравнимо выше, чем в России. Ещё я часто сталкивалась с тем, что некоторые службы не говорят по-английски, например полиция. Впрочем, это ещё один стимул изучать финский. Ну и ещё один момент, который может восприниматься как положительно, так и отрицательно, но в любом случае непривычен для русских. Здесь в университете тебя вообще не заставляют ничего делать. Даже если ты не придёшь на экзамен или не закроешь курс, никто тебе слова не скажет, потому что твоё обучение – твоё личное дело. Каждый сам расставляет приоритеты. Так что если вы привыкли, чтобы вас «пинали», будет непросто привыкнуть стимулировать себя на учебный процесс самому. Но вообще, все эти трудности преодолимы. Я лишь могу посоветовать не бояться серьёзных перемен в жизни и уверенно добиваться своих целей.

 

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи:

комментарии