Сокровища муми-троллей

Миша Сафронов

создатель анимационных сериалов «Летающие звери», «Малыши и летающие звери»
25.04.2017
582
   

Жители Муми-дола – это не только забавные существа, похожие на бегемотов, но и проводники абсолютно человеческих ценностей. Рассказываем, как увидеть в сюжетах Туве Янссон ролевые модели и примерить их на свою семью.

«Где сердце ваше, там и сокровище ваше». Эта известная фраза не даёт мне покоя уже многие годы. То, что вы любите, – это и есть вы сами, и это говорит о вас больше, чем всё остальное. Уже полгода я читаю своим дочкам на ночь истории про муми-троллей финской писательницы Туве Янссон. Мы идём вперёд книга за книгой, и я обратил внимание на то, что среди прочих достоинств в этих книгах для меня дорога система ценностей, которую автор закладывает туда осознанно и, как мне кажется, с большим чувством ответственности перед взрослым и маленьким читателем.

Человечность

Существа, населяющие этот волшебный мир, очень разные – от огромных, размером со скалу, до крошечных, ростом со спичечный коробок. Один из героев, Шнырёк, живёт всю жизнь в банке из-под кофе, которую несколько раз перекрашивает и даже приводит туда невесту. Как это и бывает в жизни, рост во многом определяет силу, но отнюдь не находчивость. Имена этих разнообразных милых существ сразу же будят воображение: в долине Муми-дален живут мюмлы, хемули, снорки, снифы, хатифнаты и прочие. Сами муми-тролли оказываются симпатичными зверьками среднего роста с обаятельными мордочками и длинными хвостиками. Невозможно сдержать улыбку, когда читаешь, как Фрёкен Снорк кладёт свою мордочку на плечо Муми-троллю и обнимает его своими короткими лапками. Несмотря на то что муми-тролли, очевидно, не являются людьми, они, безусловно, очеловечены, как и все остальные выдуманные персонажи. На свете есть только один язык – человеческий, и каких бы чудесных героев ни придумал автор, говорить он с нами может только на человеческом языке. Поэтому за каждым героем стоят образы людей, и мы легко можем себе представить ту внутреннюю нежность, которая есть в этих образах. Именно интонация нежности и уютная атмосфера – первое, что вспомнит читатель про эти сказки.

Уют

Муми-тролли живут в просторном доме – его стал когда-то строить Муми-папа, начиная с навигационной каюты корабля, на котором он бывал в путешествиях. «Я точно знал, каким должен быть дом Муми-тролля: высоким, узким, украшенным множеством балкончиков, лестниц и башенок. На верхнем этаже я построил три маленьких комнатки и чулан для всячины. Нижний же этаж занимала большая шикарная гостиная. К ней я пристроил застеклённую веранду <…> Перила веранды опирались на столбики с узором в виде сосновых шишек. Остроконечную крышу я украсил красивой деревянной луковицей и решил когда-нибудь в далёком будущем позолотить её». В доме живут не только сами муми-тролли, но и их многочисленные друзья. Дело в том, что одной из главных ценностей в книгах Туве Янссон становится гостеприимство. Здесь всем найдётся место. Здесь с распростёртыми объятиями примут любого, кто бы ни пришёл, усадят за стол, уложат спать, оставят жить «насовсем»: «Муми-папа и Муми-мама лишь ставили новые кровати да расширяли обеденный стол». И не может не обратить на себя внимание, что в мире муми-троллей все, включая детей, беспрерывно варят и пьют вкусный кофе.

Повседневность

Мечта главных героев – это мечта о реализации в повседневной жизни лучших возможностей, заложенных в нас. Чудо обыкновенной жизни, которое они воспевают, может состояться лишь при одном условии: каждый имеет право быть самим собой, но никто не имеет права думать только о себе. Отношения даже с только что появившимися в истории героями быстро превращаются в семейные, и сначала образ большой семьи становится очевидным для тех, кто живёт в просторном доме, а потом и для всех, кто живёт во всей долине. Однако семейные отношения, возникающие между героями, наполнены не только любовью, но также чуткостью и уважением – большинство персонажей подчёркнуто хорошо воспитаны и то и дело здороваются друг с другом, делают книксены и снимают шляпы.

Бесстрашие

Отрицательных персонажей в книгах практически нет. Самодержец, олицетворяющий высшую земную власть, сначала кажется строгим самодуром, но в итоге оказывается простым и понятным. Самое страшное существо – Морра, имя которой используют как ругательство и под которой промерзает земля, в действительности страдает от одиночества и хочет дружить. Нестрашным оказывается и привидение, пытающееся специально пугать жителей Муми-далена громыханием ржавых цепей и замогильными романтическими высказываниями. И даже могущественный волшебник, прилетающий с Луны на чёрной пантере, никого не обижает. Это становится понятно в тот момент, когда он соглашается отведать блины Муми-мамы: «Тот, кто любит блины, не опасен». Как и во всех анимационных сказках Хаяо Миядзаки, в книгах о муми-троллях можно увидеть, что не бывает плохих или злых от природы героев, а за страшными масками прячутся несчастные и одинокие существа.

Подлинность

В книге «Шляпа волшебника» есть эпизод, который в прямом смысле посвящён сокровищам и рассказывает про настоящие ценности. Вся семья отправляется на берег, чтобы разжиться подарками моря: «Ах, сколько тут было любования находками! Муми-семейство вдруг разбогатело. Но самым драгоценным его достоянием было всё же носовое украшение и снежный буран в стеклянном шаре. Парусная лодка, отчалившая наконец от необитаемого острова при последних отзвуках бури, была нагружена до отказа. В её кильватере плыл целый флот брёвен и досок, а груз состоял из снежного талисмана, большого, пёстро раскрашенного буя, ботинка без каблука, половинки ковша, спасательного пояса, рогожи и золота, а в носу лежала деревянная королева. Рядом с нею сидел Муми-тролль, положив лапу на её красивые голубые волосы. Счастью его не было предела!» Автор напрямую противопоставляет груды золота наивным находкам, «дурацким» и детским: «Чуть подальше среди скруток бересты, поплавков от сетей и водорослей он нашёл рогожу, почти целый ковшик и старый башмак без каблука – бесценные сокровища, когда отнимаешь их у моря!» Для Муми-тролля самым ценным оказывается деревянная женщина, украшавшая когда-то нос какого-то корабля, а для Сниффа – стеклянный шар с домиком, над которым кружился снег. А что решили сделать с золотом? Конечно, обложить им цветочные клумбы Муми-мамы!

Взаимопонимание

Другой момент, иллюстрирующий понимание настоящих ценностей, – исполнение заветных желаний волшебником, который мечтает заполучить королевский рубин и мог бы его отобрать силой, но ведёт себя прилично, не теряя достоинства, и даже помогает устроить праздник на всю долину. Муми-мама загадывает своё желание, чтобы Муми-тролль не скучал по Снусмумрику, который ушёл один в путешествие. Муми-папа загадывает приличный переплёт для своих мемуаров. Снифф загадывает лодку, а Ондатр получает вместо книги «О тщетности всего сущего» книгу «О нужности всего сущего». Хемуль загадывает новую лопату. Фрёкен Снорк опрометчиво просит красивые глаза, как у деревянной королевы, но они совсем не идут её округлой мордочке, и приходится тратить отдельное желание, чтобы всё вернуть назад. Снорк загадывает такую вычислительную машину, которая решала бы, что справедливо, а что несправедливо, что хорошо, а что дурно, но такая машина оказывается не под силу даже самому могущественному волшебнику. Эпизод завершается тем, что герои не могут устоять перед добротой и грустью волшебника, они отдают ему рубин сами, ведь он искал его всю свою жизнь.

Что для нас действительно ценно? В фильме «Амели» герой таинственным образом находит в телефонной будке жестяную коробку из своего детства. Когда он открывает её, то видит внутри потёртые фотографии велосипедистов, стеклянные шарики, ракушку, талисман и игрушечного солдатика. Герой плачет, ведь он нашёл сокровища своего детства. Читая книги про муми-троллей, я неизбежно и остро чувствую, что многие, казалось бы, ценные для меня вещи имеет смысл поставить под сомнение. Вряд ли кому-то из нас удастся унести с собой из этого мира хоть что-нибудь. А вот оставить после себя то, чем дорожишь больше всего, – эта идея мне нравится. Туве Янссон не только оставила после себя свои книги. Она разрешила нам придумывать и писать их дальше – в своей жизни.

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи:

комментарии