8 вербальных игр в дороге

Сергей Раделов

фотограф, писатель, путешественник
02.02.2016
1417

Отправляясь с ребёнком в путешествие, подумайте заранее, чем его занять, чтобы он не заскучал в пути. Даём полный набор словесных упражнений, которые позволят скоротать время в дороге весело и интересно.

 

1. Что вижу, то пою

Предложите детям описывать в двух-трех фразах то, что они видят за окном машины или поезда. К примеру: «Нас обгоняет бензовоз». Или «Проехали просеку, вдоль которой стояли столбы с проводами». Или: «Видел на обочине ведра с картошкой». Игра идет веселее, если такими фразами вы обмениваетесь попарно. Можно задавать вопросы: «Какого цвета облака над лесом?», «Что означает знак в виде большого желтого квадрата?». Кажется, что развлечение немудреное, но оно прекрасно учит быстро переводить зрительные впечатления в словестную форму, а это полезный навык.

2. Интонации

Умение по-разному «окрашивать» речь эмоциями – важный навык. Потренируйте эту способность с ребенком в дороге. К примеру, предложите произнести какую-нибудь простую фразу на разный манер. Например «Ты – мой лучший друг». Пусть сначала акцент делается на разных словах. Превратите фразу в вопрос, крик о помощи, окрасьте ее нотами недоверия, злобы или восторга. Пусть сначала ребенок повторяет за вами, а потом предложите ему поэкспериментировать самому. Пусть он вообразит себя актером на сцене. Игра с акцентами тоже бывает занятна. Как фраза о друге прозвучит в устах грузина, якута, эстонца? А как эту фразу произнесет старый ворон?

 

3. Жили-были…

Отличная игра в дороге – совместное сочинение сказок или историй. Вы должны вместе сочинить сказку, придумывая предложения по очереди. Например, взрослый начинает: «Жили-были велосипед и тележка», ребенок продолжает: «Они любили вместе кататься по улице». Снова взрослый: «Но однажды они уехали так далеко, что заблудились» и т. д. Таким способом придумываются самые фантастические истории, сюжет которых можно развивать до бесконечности. Запишите совместно сочиненную сказку на диктофон телефона, пользуясь клавишей «пауза», а потом прослушайте всю историю от начала до конца. Обычно получается очень забавно!

 

4. Да и нет не говори

Один из участников игры задает вопросы, а второй на них отвечает. Есть правила: нельзя говорить слова «да» и «нет», нельзя молчать в ответ и отвечать надо очень быстро. Вопросы надо задавать таким образом, чтобы специально провоцировать другого игрока на запрещенные ответы:

– Какого цвета небо?

– Голубое.

– А трава зелёная?

– Наверное.

– Что растет на деревьях?

– Листья.

– Они тоже зеленые?

– Тоже.

– А какое твое любимое дерево?

– Яблоня.

– Яблоки съедобные?

Тот, кто нарушит правила, проигрывает или выходит из игры.

 

5. Снежный ком

Взрослый и ребенок по очереди называют какой-либо предмет и повторяют уже названные предметы друг за другом. Например, игру можно начать со слов: «Я еду в Африку и беру с собой чемодан». Второй игрок повторяет сказанное и добавляет свое: «Я еду в Африку и беру с собой чемодан и палатку». Вы снова повторяете и добавляете от себя: «Я еду в Африку и беру с собой чемодан, палатку и цветные карандаши» и т. д. Эта игра отлично развивает память. Чтобы удержать в голове больше предметов, можно представлять их зрительно и мысленно расставлять по углам.

6. Четвертый лишний

Вы называете четыре предмета, три из которых чем-то объединены, а один лишний. Например «чашка, пирог, кастрюля, тарелка». Ребенок должен определить, какой предмет лишний и назвать его: «лишний пирог, ведь он не относится к посуде». И обязательно дайте ему побывать в роли того, кто загадывает предметы!

 

7. Угадайка

Один из участников игры загадывает любой предмет, а второй участник должен догадаться, что это за предмет, задавая только такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, первый игрок загадал книгу. Второй начинает спрашивать:

– Это съедобное?

– Нет.

– Этим можно играть?

– Нет.

– Это продается в магазине?

– Да.

– Оно сделано из дерева?

– Нет.

– Из бумаги?

– Да.

– Это книга?

– Да!

 

8. Грузим корабль

Не забывайте и о старой доброй классике – игре, в которой надо по очереди называть слова, начинающиеся на одну букву. Например, на М: машина, мяч, мороженое, миска, морковка. Правило одно – слова должны быть реальными объектами, которые можно погрузить на корабль и перевезти по морю. Эта игра прекрасно развивает словарный запас и эрудицию, ведь если вы решили погрузить на корабль малахит, вам придется объяснить ребенку, что это за минерал такой.

Павел Линицкий

Когда-то я был идеальным папой. Клянусь, и нежную детскую душу видел насквозь, и принимал как личность от носа до хвоста. Потом родились дети, и вся моя идеальность накрылась медным тазом.

16 101
Основные темы статьи: совместные игры игры

комментарии